Писатель – пока читают его книги, или же, пока по ним играют пьесы. И даже сейчас, спустя больше полувека, трудно встретить человека, которому бы имя Антуана де Сент-Экзюпери не говорило ровным счетом ничего.
Во всем мире его знают, прежде всего благодаря повести-сказке «Маленький принц». Так ли она проста, как кажется на первый взгляд? Ответы на этот и другие вопросы – в одноименной премьере Дзержинского театра драмы «Маленький принц».
В прошедшие выходные зрители обнаружили там обломки самолета писателя. Правда, в качестве декораций (настоящие – найденные в начале 2000х – находятся среди экспонатов Музея авиации и космонавтики в парижском пригороде Ле-Бурже).
Погружаясь на глубину
Новый театральный сезон в Дзержинске начался с мыслей о родных и близких. Всемирно известная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» стала основой для пьесы Марии Шиманской, которая помогла режиссеру поставить спектакль. Известная всем история наполнилась новым смыслом. А это, на мой взгляд, самое важное – сделать так, чтобы зритель начал размышлять над увиденным.
Со школьных времен я запомнила транспарант, написанный тогда еще настоящими плакатными перьями: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Сейчас понимаю, что эти строки Экзюпери стали для многих девизом жизни.
У «Маленького принца» много лиц: для детей – это добрая сказка, для подростков – грустная, для взрослых – исповедь или притча, которую каждый толкует по-своему. Именно поэтому театральная работа над притчей всегда трудна – прежде всего из-за образов, которые сложно визуализировать, и многослойности контекста.
Два измерения жизни
Сюжет спектакля следует точно за повестью: пытаясь починить самолет и выбраться из пустыни, пилот знакомится с Маленьким принцем. С этого момента реальность и вымысел переплетаются между собой, рождая свое особое измерение. Там, в спичечном коробке, живет барашек, и очевиден факт, что на рисунке не шляпа, а удав, проглотивший слона. Совсем как в детском мире.
Картинка меняется, когда в классический сюжет добавляются сцены из личной жизни автора, распознать их с первого раза неподготовленному зрителю было бы непросто. Переговоры летчика с базой, крушение самолета, сцены с заголовками газет, паника зачитывающих их людей передавались и были «слышны» через образы. Сцены, изображавшие механизированный мир с лязгом рельсов и отправлением товарных поездов, «приземляли» сюжет, проводя параллели между жизнью писателя и принцем.
Ни для кого не секрет, что принц – это маленький Антуан, а летчик – Антуан взрослый, Роза – обожаемая жена автора – Консуэло, а жители маленьких соседних планет – Географ, самый Деловой человек, Король, Пьяница, Фонарщик и Честолюбец – олицетворение человеческих душ, иногда не самых добрых.
С этими ролями отлично справились все без исключения актеры и сумели передать всю палитру эмоций: от детского восторга до глубокой печали, от простодушия до самозабвенной самовлюбленности, от нежности до пылкости… Их реплики пробирали до мурашек, позволяя зрителям почувствовать связь с персонажами. Впрочем, публика на спектакле замирала часто – очень интересной и неожиданной была работа хореографа, который в отсутствии слов у персонажей взял заботу о выразительности их образов на себя и с помощью движений, необычных элементов и нестандартного подхода к ситуации добился нужного эффекта.
Красота в простоте
Постановка сумела привлечь внимание и благодаря удачно подобранным декорациям, которые вписались в атмосферу произведения. Огромные целлофановые полотна, легкие и невесомые, парящие от малейшего ветерка, подсвеченные шары, символизирующие планеты, и грамотная игра света погружали зрителя всё глубже в ирреальную вселенную Маленького принца.
В ней удачно переплетались темы дружбы, любви, одиночества и поиска своего места в мире. Моменты, когда основные смысловые конструкции выходили на первый план и были мастерски поданы: то робко, то ярко, заставляя зрителей задумываться о своих жизненных ценностях и приоритетах.
Режиссер многое оставляет на волю зрителя. Видеть в маленьком мальчике лишь детские воспоминания героя или все-таки квинтэссенцию души? Принять происходящее как прозрение или предсмертный бред умирающего? И не похожа ли пустыня на нашу взрослую жизнь без целительной влаги сочувствия и любви?
Многих дзержинцев спектакль действительно не оставил равнодушными, тронув их сердца и напомнив о том, как важно не забывать, что все мы были детьми, и, взрослея, не терять связи с тем, что по-настоящему имеет значение. Такую театральную постановку стоит увидеть. Ближайший показ – 30 ноября.
Ранее премьера спектакля «Можно попросить Нину?» состоялась в Дзержинске.
Мира ЛИСИНА и Петр АНДРЕЕВ
Фото Кирилла Мартынова