История, сохраненная для потомков


10.09.20 08:07

Первые десятилетия жизни города — это все равно что первые месяцы жизни человека

Город Культура Образование Прогулки по городу

Всем известно, что музеи хранят память о минувшем, а Дзержинск по историческим меркам город молодой. Но именно поэтому нам необходимо хранить память о прошлом. Возможно, кому-то мои слова покажутся странными, постараюсь пояснить. Вспомним первые годы жизни ребенка. Родители делают фотографии и видео со своим малышом. Некоторые папы и мамы хранят первые рисунки детей, их первые записи, полные ошибок. А первые десятилетия жизни города — это все равно что первые месяцы жизни человека.

Бивни мамонта

Знание о времени, когда Дзержинск формировался как новый город, имеет большое значение для истории региона, да и истории страны тоже. Нужно отдать должное людям, которые создавали молодой город. У них было чувство истории. Спустя каких-то три года после того, как Дзержинск официально перестал быть поселком, здесь появился краеведческий музей. Его первым директором стал Андрей Александрович Сафонов. Во многом благодаря его энергии и энтузиазму были сохранены очень важные исторические экспонаты.

Я вспоминаю свои первые впечатления от посещения дзержинского краеведческого музея. Меня заинтересовала комната в избе, где сидели старик со старухой. И еще произвели впечатление бивни мамонта.

Много позднее я узнал, что недалеко отсюда, в районе Володарска, находится место, известное археологам всего мира. Это Сейминский могильник. Здесь в конце 40-х годов были открыты стоянки древних людей, которые принадлежали к волосовской археологической культуре. Ученые предполагают, что они жили примерно с 2200 до 1500 года до нашей эры.

На этой территории были найдены очень ценные артефакты: кремниевые орудия, лепные сосуды, боевые ножи с ручками художественного литья, браслеты. Хочу подчеркнуть, что Сейминский могильник представляет планетарную ценность. И предметы, найденные в нем, хранятся в том числе и в нашем краеведческом музее.

Экскурс в прошлое

Долгие годы директором музея была Валентина Николаевна Скорикова. Она много сделала для краеведческого музея. Однажды я слушал ее рассказ о том, как она была в гостях у вдовы Феликса Эдмундовича Дзержинского Софьи Сигизмундовны. Видимо, встреча происходила в начале 60-х годов, а рассказывала Валентина Николаевна об этом в начале 80-х.

В то время имя Феликса Дзержинского было окружено почтением. Но прошло не так много лет, и в топонимическую комиссию стали приходить возбужденные люди, которые требовали срочно переименовать город Дзержинск. Я тщетно пытался тогда объяснить им, что переименование города (Дзержинск имеет историческое название) — крайне сложное и дорогостоящее мероприятие, и решение об этом принимается на уровне правительства страны, но переубедить таких визитеров было невозможно.

Прошло еще какое-то время, и те же самые люди резко поменяли свою точку зрения.

Перебираю в памяти перипетии прошлого и думаю, насколько важна работа историков и сотрудников краеведческого музея. Хотелось бы, чтобы дзержинцы и особенно молодые люди имели реальное представление об истории города, да и страны в целом. Разумеется, очень трудно понять историю и конкретных исторических личностей во всех сложнейших противоречиях, но иного пути, мне кажется, не существует.

Кстати, вспоминается литературный вечер, который состоялся в нашем краеведческом музее тогда же, в начале 80-х. На нем среди прочих тем обсуждалось произведение Валентина Катаева «Уже написан Вертер», в котором рассказывается о деятельности ВЧК в годы гражданской войны. Но еще в 1922 году Валентин Катаев написал рассказ «Восемьдесят пять», в котором есть образ Пшевецкого, прототипом которого, скорее всего, был Феликс Дзержинский. На мой взгляд, этот замечательный рассказ представляет не только художественную, но и историческую ценность. Он опубликован в первом томе собрания сочинений Валентина Катаева.

Художественные выставки

В краеведческом музее часто проходят художественные выставки. Эта традиция появилась давно. Много интересного происходило, когда директором музея была Татьяна Николаевна Ежова. Однажды в начале 90-х годов здесь организовали выставку живописи Николая Рериха. Это было потрясающим событием в жизни нашего города. Нечасто в Дзержинске случаются выставки всемирно знаменитых художников.

Еще запомнилась выставка Николая Гусельникова. На нее собрались интереснейшие люди, которые после просмотра картин долго беседовали на самые разные темы. Последние годы в краеведческом музее регулярно организуются выставки дзержинских художников. В этом немалая заслуга нынешнего директора Светланы Викторовны Гусевой.

В Дзержинске много живописцев, но одно имя мне хотелось бы отметить особо — это Николай Еряшкин. В его творчестве сочетаются мастерство и тонкий вкус.

По инициативе школьников

Приятно отметить, что краеведческим музеем дзержинская музейная палитра не исчерпывается. Музеи есть во многих общеобразовательных школах города. Мне кажется, не лишним будет вспомнить, когда эта работа началась.

В 70-х годах в школе №27 открылся музей имени поэта Мусы Джалиля. О том, как это было, мне рассказал Ефим Михайлович Беркович. В 1973 году в школе проходил конкурс стихов. Ученица Татьяна Феклистова прочитала стихотворение Мусы Джалиля «Варварство». Это вызвало потрясение, у многих учеников были слезы. И тогда сами дети (это следует подчеркнуть!) предложили назвать пионерскую дружину именем Мусы Джалиля.

А потом постепенно в школе №27 стал формироваться музей имени великого татарского поэта. Благодаря энергии Ефима Михайловича Берковича дзержинская школа наладила тесное взаимодействие с писателями Казани. В школьную экспозицию были переданы уникальные издания произведений Мусы Джалиля. Так, в Германии пятью экземплярами были изданы на немецком и татарском языках знаменитые «Моабитские тетради». Четыре из этих книг находятся в Татарстане (Союзе писателей республики, музее Казани, у исследователя творчества Мусы Джалиля Мустафина и тогдашнего председателя Верховного Совета Татарии), а пятая была подарена Берковичу.

В 27-й школе часто проходили вечера, посвященные творчеству Мусы Джалиля и других поэтов военного поколения. Школьный музей превратился в своеобразный культурный центр. Впервые я побывал в музее Героя Советского Союза Мусы Джалиля в 1982 году. Меня удивило многое: и бережно сохраняемые документы, и живая атмосфера, которая царила в школе. Ученики, наверное, шестого или седьмого класса свободно рассказывали о жизни Мусы Джалиля и читали наизусть отрывки из его стихотворений. Стихи Джалиля знали все, хотя никто никогда не обязывал детей учить и помнить их. Тем более что в школе каждый год училось две тысячи восемьсот ребят, и только тридцать-сорок из них были из татарских семей.

У входа в школу встречал ребят разработанный с их участием памятник своему кумиру, а в вестибюле был установлен его бюст, рядом с которым всегда лежали свежие цветы. Здесь пионеры несли торжественные вахты.

Музей школы №27 посещали многие выдающиеся люди. Например, у Ефима Михайловича сложились очень хорошие отношения с легендарным летчиком, трижды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Покрышкиным.

Музеи бывают разные

Активно работают тематические музеи и в других образовательных учреждениях Дзержинска. Особенно хотелось бы отметить школу №10, в которой давно действует музей имени Героя Советского Союза Александра Молева. Он окончил школу в 1938 году. В годы войны Молев совершил 529 боевых вылетов. Ему было 22 года, когда он погиб. У школы №10 установлен бюст Героя…

Мы живем во времена бурного развития техники. Сейчас появились виртуальные музеи, их можно посетить, не выходя из дома. Разумеется, это хорошо, но не следует забывать, что музей – это место, где сохраняются подлинные предметы искусства и быта.

Работа сотрудников музея — дело очень тонкое, и не всякое место, которое называется музеем, является им на самом деле. Например, я видел «музей», в котором среди экспонатов доминировали портреты ныне здравствующего директора учреждения. Хотя кто знает, может быть, для истории и это имеет значение, поскольку передает специфику времени…

И все же это исключение. В основном музеи города представляют настоящий исторический интерес. Мне хотелось бы упомянуть небольшой музей старинного быта в библиотеке имени Зои Космодемьянской или музей пожарной охраны, который несколько лет назад разместился в доме со шпилем на улице Маяковского.

Жизнь быстро меняется, и сохранить для будущих поколений предметы и атмосферу минувшего — это очень важно.

Анатолий МОВШЕВИЧ

Оставить комментарий