Аптека для души


22.10.20 07:50

Каждый четвертый понедельник октября в разных странах мира по инициативе ЮНЕСКО отмечается Международный день школьных библиотек. В этом году он

Город Молодежь Образование

Каждый четвертый понедельник октября в разных странах мира по инициативе ЮНЕСКО отмечается Международный день школьных библиотек. В этом году он приходится на 26 октября. В преддверии профессионального праздника корреспондент «Дзержинских ведомостей» встретился с заведующими библиотеками трех разных школ города, чтобы узнать, в чем состоит зерно их работы, а также развеять миф, будто библиотекари только и делают, что «сидят и книжки читают».

Учебники поступили вовремя

В любой библиотеке, будь то городская или школьная, существует книжный фонд, который периодически обновляется. В школах эта процедура происходит ежегодно в обязательном порядке. В министерстве образования РФ примерно в феврале издается официальный перечень учебников, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на основании которого школами составляется заказ на следующий учебный год.

Несмотря на то, что 2020 год в силу понятных причин особенный, и могли возникнуть проблемы с поставками, у школьных библиотек все прошло в стандартном режиме. Новые учебники в Дзержинск поступили вовремя — до 25 августа.

— Единственное, с издательством «Просвещение» мы приняли решение обменяться сканами контрактов, так как боялись задержки отправки оригиналов, – комментирует старший методист МБУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения» Валентина Рубцова. – На этом основании издательство организовало работу по поставке учебников.

Как показывает практика, активное использование мессенджеров распространяется не только на родителей школьников, но и на заведующих школьными библиотеками.

– Я создала группу в Вайбере и на семинаре всем сказала, чтобы, если есть желание, присоединялись, – рассказывает заведующая библиотекой школы №23 Ирина Петрова. – Это действительно удобно. Особенно перед 1 сентября: «Девчонки, мне не хватает трех учебников, выручайте!» Списываемся и выручаем друг друга «по акту передачи».

На декабрь 2019 года библиотечный фонд средней школы №23 с углубленным изучением отдельных предметов составлял 24965 экземпляров учебников и пособий и 4853 единицы художественной литературы.

Буктрейлеры в помощь

Очные встречи библиотекарей проходят как на совещаниях (принять план работы на следующий учебный год, познакомиться с федеральным перечнем), так и в тематическом формате (на открытых уроках и мастер-классах).

– В марте проводится «Неделя детской книги» с торжественным открытием во Дворце детского творчества, где для нас устраивают концерт и награждение, – объясняет Ирина Петрова. – В этом году пандемия внесла свои коррективы. Когда мы сидели на карантине, я рассылала учителям собственноручно составленные буктрейлеры, а они – уже по своим классам.

Буктрейлер – это короткий видеоролик-презентация, где в произвольной художественной форме рассказывается о какой-либо книге. Его цель – пропаганда чтения, привлечение внимания к современной литературе при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Помимо этого, в школе №23 проходят обзоры выставок и библиотечные уроки (последний был проведен среди учеников четвертых-пятых классов по произведению Елены Ильиной «Четвертая высота»).

– Мы говорим сначала о писателе, коротко про сюжет, а потом я спрашиваю, допустим: «Ребята, помните, ее наградили путевкой в Артек? А что там дальше было?», – комментирует заведующая библиотекой. – И дети действительно отвечают — видно, что они честно читали произведение. И это очень приятно!

Электронная подписка для учителей

Библиотечный фонд школы №22 комплектуется с учетом ее специфики: углубленное изучение французского языка: это и словари, и дополнительные учебники по страноведению, и художественная литература на языке оригинала.

– Три года назад мы обновили фонд классической художественной литературы, — рассказывает заведующая библиотекой Наталия Калинчева. – За это надо сказать спасибо учителям русского языка и литературы, потому что на каждый урок они просят приносить текст-первоисточник не в телефоне, а именно на бумаге.

Кстати, об учителях. Для них на сервере школы предусмотрена электронная подписка на периодику — научно-методический журнал «1 сентября», где по каждому предмету выходят свои методические издания. И учителя этим активно пользуются, потому что удобно: заходишь на сервер, и библиотека — в твоем компьютере.

Также на сервере есть доступ в электронную библиотеку школы, где размещена классика (школьная программа). Туда ученики могут зайти через свои личные кабинеты и читать книги в электронном формате.

Если говорить о тенденциях, то, по словам Наталии Калинчевой, современные дети все равно любят читать, просто в обычной школьной библиотеке не всегда есть то, чем они увлекаются помимо стандартной программы.

– Мы провели в прошлом году анкетирование, чтобы узнать, что дети читают, – рассказывает библиотекарь. – Старшеклассники в большинстве своем любят такого писателя, как Терри Пратчетт. На «Гарри Поттера» английской писательницы Джоан Роулинг спрос прошел. Ученики первых–третьих классов читают в основном иностранную классику. Малыши обожают Дейзи Медоус, рассказывающую о единорогах, русалках и магии, и Холли Вебб с ее историями про котят, щенят и девочку-сыщика.

Следует отметить, что в этой школе практикуются «пятиминутки»: перед каждым уроком детям выделяется пять минут на ту книгу, которую они сейчас читают по своему желанию, помимо школьной программы. Тут действительно видно, кто и чем увлекается: старшеклассники по-прежнему любят Ремарка, при этом востребованы книги и по астрономии, и о животных – тут ничего не изменилось.

– То, что школьный библиотекарь сидит и книжки читает, конечно, миф, – улыбается Наталия Калинчева. – Я, допустим, веду кружок «Книголюб» для начальных классов. Знакомлю детей с библиотекой и периодикой, правилами обращения с книгой, плюс они узнают о писателях и творчестве. На мой взгляд, нынешние школьники отличаются от тех, кто учился лет 20 назад тем, что порой сложно удержать их внимание — нужно не просто читать, а как можно больше иллюстрировать.

Используя опыт зарубежных коллег

Заведующая библиотекой школы №27 Лариса Иванова свои прямые обязанности совмещает с руководством Дзержинским региональным представительством Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА). Лариса Геннадьевна работает в школе уже 22 года. «Приходя сюда, думала, что на время, а оказалось, — на всю жизнь», — говорит она.

– В 2013 году мне посчастливилось попасть на Всероссийский форум школьных библиотекарей, который ежегодно проходит в Михайловском, в музее-заповеднике Александра Сергеевича Пушкина, – вспоминает Лариса Иванова. – Испытав в буквальном смысле культурный шок, я стала искать единомышленников.

В 2014 году в Москве работал форум Международной ассоциации школьных библиотекарей IASL, где собрались руководители детским чтением со всего мира — от Канады до Австралии и Японии. Активными участниками форума стали и дзержинские библиотекари.

– На нас произвели огромное впечатление выступления японских коллег, — продолжает свой рассказ Лариса Геннадьевна. — Тогда применение электроники в образовании и библиотечном деле Японии уже было на высоком уровне. Но все докладчики, как один, говорили о том, что очень важно сохранить накопленный опыт и научиться сочетать современные технологии с традиционными. После форума мы вернулись домой с полной уверенностью, что должны организовать представительство и начать работать иначе, используя опыт зарубежных коллег.

Библиотека школы №27 по праву может гордиться тем, что ее художественный фонд укомплектован качественной современной литературой. Лариса Иванова раскрыла секрет: при выборе книг она пользуется списками лауреатов и шорт-листами таких литературных премий, как «Русский Букер», «Большая книга», «Книгуру» и другими.

– Сейчас не обязательно, как раньше, закупать десятками экземпляров каждое классическое произведение, «чтобы всем хватило», — уверена она. — Такая литература должна быть, безусловно, но надо понимать, что дети даже на уроках пользуются электронными книгами. А вот современная литература, на мой взгляд, на полках должна присутствовать обязательно! Школьный библиотекарь сегодня – это путеводитель в огромном книжном мире.

Со дня открытия представительства в нашем городе на встречах с дзержинскими школьниками побывали многие московские и нижегородские детские писатели и поэты. С огромным интересом ребята слушали веселые стихи и песни Анны Бочковской, Дины Бурачевской, Михаила Улупова, с удовольствием познакомились с книгами Юлии Лавряшиной. В актовом зале школы №27 состоялась первая в Дзержинске читательская конференция писателя, поэта, журналиста протоиерея Владимира Гофмана. После таких теплых встреч дети учились писать отзывы, которые потом публиковали в школьной газете.

По словам Ларисы Ивановой, читатели школьных библиотек – народ любознательный. И задача библиотекаря быть не просто знатоком детской литературы, а в первую очередь знатоком детских душ, чтобы в нужный для ребенка момент нужная книга обязательно попала к нему в руки. Не случайно девизом Международного месячника школьных библиотек, ежегодно проводимого в октябре, в этом году стала фраза: «Добру откроем сердце. Обнимем ребенка с книгой».

Ольга КУЗЬМИНА

Оставить комментарий