Арпине Погосян: «Идет плановая работа по увеличению количества доступных объектов и учреждений»


05.11.20 06:33

Программа «Доступная среда» реализуется в России с 2011 года, ее цель — организация комплексного подхода при формировании безбарьерного пространства, в

Город

Программа «Доступная среда» реализуется в России с 2011 года, ее цель — организация комплексного подхода при формировании безбарьерного пространства, в котором смогли бы чувствовать себя комфортно люди, имеющие различную инвалидность. В нынешнем году было принято решение о продлении этой государственной программы до 2025 года, что создает правовую основу для разработки новой редакции «Доступной среды».

Чтобы узнать, как в нашем городе идет процесс формирования безбарьерного пространства, корреспондент «Дзержинских ведомостей» встретился с начальником отдела социальной политики департамента культуры, спорта, молодежной и социальной политики Арпине Погосян и главным специалистом отдела Натальей Гусаровой.

Принцип разумного приспособления

– Известно, что при департаменте культуры существует комиссия по содействию в создании для маломобильных граждан доступной среды. Какие вопросы в 2020 году рассматривались на заседаниях этой комиссии?

А.П.: — На последнем заседании был рассмотрен ряд вопросов. В частности, речь шла о постановлении регионального правительства от 31.01.2020 года №80 «Об утверждении порядка согласования мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, их реконструкций и капитального ремонта». Членами комиссии было принято решение провести согласование перечня мер с дзержинской организацией Всероссийского общества слепых.

Также разговор шел о том, какая работа ведется по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, стоящих на контроле в департаменте ЖКХ.

– Чтобы потом не приспосабливать объект под имеющиеся требования, его надо построить с учетом этих требований. А что делать, если здание построено задолго до появления ныне действующих правовых документов, регламентирующих обеспечение доступной среды?

Н.Г.: — Статья 15 Федерального закона №419 от 1 декабря 2014 года обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечить инвалидов беспрепятственным доступом к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Существующая методика проведения паспортизации позволяет оценить состояние доступности объектов и услуг, определить вариант формы обслуживания маломобильных групп населения на объекте. В нашем городе в большинстве своем здания построены еще в советское время, поэтому говорить о соблюдении норм доступности на них сложно. Здесь должен действовать принцип разумного приспособления, то есть внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых модификаций и корректив, не становящихся несоразмерным бременем для руководителя организации, на котором лежит ответственность за обеспечение доступности объекта.

В том случае, когда объект невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта, с местной организацией инвалидов проводится процедура согласования мер для обеспечения доступа маломобильных граждан к месту предоставления услуг.

Самое элементарное, что может сделать учреждение – это установить кнопку вызова ответственного сотрудника, когда посетителю требуется помощь в преодолении барьеров. Об установке кнопки вызова говорим в том случае, если в настоящий момент у учреждения нет возможности обеспечить самостоятельный доступ инвалида на объект. Это мера, не требующая больших финансовых затрат, но позволяющая маломобильному гражданину лично получить услугу. Альтернатива — предоставление услуги в дистанционном режиме, как, например, покупка билетов онлайн, действующая в Дзержинском театре драмы и Дворце культуры химиков. Сотрудниками учреждений билет при необходимости будет распечатан и доставлен инвалиду на дом.

Но все-таки наша цель – полностью адаптировать социально значимые объекты в городе для маломобильных граждан так, чтобы они имели равные возможности при реализации своих прав и свобод в различных сферах жизнедеятельности, чтобы они могли добираться свободно и без посторонней помощи и получать нужные им услуги.

На объектах, вновь введенных в эксплуатацию или прошедших реконструкцию с 2016 года, должны быть учтены и соблюдены требования свода правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Положительная тенденция

– Какие объекты и услуги в приоритете?

Н.Г.: — Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы так определила перечень приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура.

– Какие объекты из этого перечня были построены за последнее время в Дзержинске?

А.П.: — При проектировке недавно открывшихся в городе многофункциональных центров и парка «Утиное озеро» учитывались требования к доступности для маломобильных групп населения. Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ока», стадион «Химик» и ряд других объектов также готовы оказывать услуги инвалидам с различными видами ограничений здоровья.

Кроме того, дзержинцы наверняка обратили внимание на то, что в городе появился низкопольный транспорт, оборудованный для инвалидов-колясочников. Работы, которые ведутся при реконструкции автовокзала, тоже включают в себя мероприятия по его адаптации для маломобильных групп населения.

– Сколько объектов реконструировали за последнее время с учетом организации доступной среды для маломобильных граждан?

А.П.: — Нужно понимать, что процесс создания условий доступности длительный и финансово затратный. Тем не менее в Дзержинске наблюдается положительная тенденция. Пусть это не так много, как хотелось бы, но работа по увеличению количества доступных объектов и учреждений в городе идет.

– Все ли выполненные работы принимались комиссией без замечаний? Были ли случаи, когда подрядчику пришлось что-то доделывать или переделывать?

Н.Г.: — Одной из задач комиссии является контроль исполнения объектом адаптационных мероприятий. К сожалению, не всегда подрядчики добросовестно подходят к выполнению своих обязанностей. Поэтому случается так, что экспертами рабочей группы, куда входят представители общественных организаций инвалидов Дзержинска, выявляются недочеты. Например, это может быть высота порога, не соответствующая требованиям свода правил, неправильно изготовленные и установленные поручни, неверно размещенные тактильные направляющие или предупреждающие средства.

Доступность предполагает еще и безопасность. Поэтому выявление таких недочетов на этапе проведения адаптационных работ на объекте важно. Мы всегда нацеливаем руководителей организации, где проводятся подобные мероприятия, контролировать процесс адаптации, во время приемки работ приглашать рабочую группу комиссии и представителей общественных организаций инвалидов города.

Отзывчивость важна для общего дела

– Расскажите о паспортизации объектов инфраструктур на территории городского округа. Какие объекты должны быть паспортизированы в обязательном порядке?

А.П.: — Согласно перечню приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных граждан, в первую очередь и в обязательном порядке прошли паспортизацию объекты этих сфер.

Н.Г.: — Акт обследования объекта инфраструктуры является основой паспорта доступности. В нем указываются общие сведения об объекте, характеристика его деятельности, состояние доступности всех структурно-функциональных зон объекта и рекомендации по адаптации.

А.П.: — Создание паспорта доступности объекта — процесс не долгий, но утомительный. Паспорт доступности готовится на основании акта обследования. А вот подготовка акта обследования – работа трудоемкая. Каждый объект индивидуален, нужно учитывать особенности постройки здания, его техническое состояние на сегодняшний день, определить варианты адаптации объекта. Необходимо прописать замечания и рекомендации по адаптационным мероприятиям, которые требуется провести на объекте по созданию на нем доступности для маломобильных групп населения. И наш отдел с этим справляется.

– В каком состоянии паспортизация в Дзержинске сейчас?

А.П.: — В прошлом году было обследовано 40 объектов, 13 из которых повторно, с целью контроля исполнения плана адаптации, разработанного учреждениями. В этом году запланировано обследовать 34 объекта. Глядя на имеющуюся статистику, можно с уверенностью говорить о положительной динамике состояния доступности объектов в городе. С момента начала паспортизации увеличилась доля доступных объектов в таких сферах, как образование, физкультура и спорт, культура, потребительский рынок, здравоохранение, социальная защита населения.

Н.Г.: — На сегодняшний день в Дзержинске обследован 341 объект инфраструктуры, к ним относятся как государственные, так и коммерческие организации.

– С какими подведомственными учреждениями сотрудничает ваш отдел в решении вопросов паспортизации и адаптации объектов инфраструктур?

Н.Г.: — Работа ведется со всеми подведомственными учреждениями департамента культуры, спорта, молодежной и социальной политики. А это не один десяток учреждений. Также активно сотрудничаем с департаментом образования, в чьем ведении находятся школы и детские сады города.

– Бывали ли случаи, когда учреждения отказывались от выполнения адаптационных мероприятий?

Н.Г.: — Администрация города в лице управления муниципального контроля вправе обязывать объекты к исполнению требований законодательства в сфере благоустройства.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 49.4 «Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск», утвержденных решением Городской думы от 27 июня 2013 года №586, входные группы зданий жилого и общественного назначения должны быть оборудованы устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных граждан (имеются в виду пандусы, перила и другие устройства). За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность.

Но в настоящее время в соответствии с постановлением правительства РФ от 3 апреля 2020 года №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», проверочные мероприятия запрещены.

– С какими еще проблемами сталкивается отдел в процессе проведения паспортизации?

Н.Г.: — Проблемы и вопросы есть. Рабочая группа Общественной палаты Нижегородской области совместно с общественными объединениями, органами власти всех уровней, уполномоченным по правам человека в Нижегородской области изучают ситуацию в этой сфере. Уже сформирован ряд предложений по их решению. Надеемся, что предложения будут приняты, а Нижегородская область станет одной из ведущих в вопросах доступности объектов социальной, инженерной и жилищной инфраструктуры для маломобильных граждан.

А.П.: — Хочется выразить благодарность общественным организациям инвалидов города, особенно местной организации общества слепых в лице ее председателя Александра Юрьевича Ерохина и председателю общественной организации инвалидов-колясочников «ПараПлан» Михаилу Федоровичу Четвертакову, которые активно участвуют в работе по созданию доступной среды в городе. Их неравнодушие и ответственность, консультативная помощь и отзывчивость важны для нашего общего дела.

Беседовала Ольга КУЗЬМИНА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий