Газета Город Культура
24.12.20

Хранительница дзержинских тайн

Для нее музей – сакральное место. С 2009 года она руководит Дзержинским краеведческим музеем, хотя он возник в ее жизни гораздо раньше, а в 2020 году ее имя появилось на городской Доске почета. Итак, знакомьтесь: Светлана Гусева – героиня книги и немного художница.

Место силы

Историю Дзержинска невозможно узнать, ограничившись прогулками по местным достопримечательностям. Становление и ход жизни города в ярких красках и ценных экспонатах продемонстрируют тематические экспозиции, выставленные в залах городского краеведческого музея. Это учреждение, несущее в себе познавательную, образовательную и историческую функции, было открыто буквально через два года после придания рабочему поселку Растяпино статуса города.

Нет ни одного дзержинца, кто бы хоть раз не побывал в стенах краеведческого музея. Все мы приходим сюда вначале детьми, после — уже со своими детьми и внуками. И каждый раз музей обогащает новыми впечатлениями. А ведь сам он обновился не так давно. В 2009 году музей возглавила Светлана Гусева, вместе с ней пришли и перемены.

— На работу в краеведческий музей Дзержинска я пришла в 1992 году, — рассказывает Светлана Викторовна. — На тот момент уже окончила филфак Нижегородского университета и искала место, где могла бы применить свои знания. В те годы я увлекалась древнерусской архитектурой, принимала участие в восстановлении Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Поиск любых сведений о монастыре, который был частично разрушен в 20-е годы прошлого века, меня и привел в музей. Книгу об обители я не нашла, зато нашла место научного сотрудника. В этих стенах проработала три года…

На рубеже веков в жизни Гусевой наступил период, когда приходилось работать на себя. Творческое мышление помогало зарабатывать деньги, и самой при этом выглядеть эффектно: Светлана шила на заказ, обучалась на различных курсах дизайна — интерьерного, архитектурного, флористического. Но жизнь не стояла на месте, хотелось проявлять себя по-крупному.

— В начале 2000-х годов часто задумывалась, как и где могла бы реализовать свой творческий потенциал, — продолжает Светлана Гусева. – Вспомнила, как работала научным сотрудником, а через две недели раздался звонок с предложением занять должность директора краеведческого музея. Предложение меня заинтересовало, поэтому без особых раздумий 3 января 2009 года перешагнула порог музея в должности директора… и ужаснулась! Если бы не праздничные дни, то, скорее всего, тут же подала бы заявление об уходе с должности. Обходя залы в каждый из выходных дней, благо посетителей не было, я пришла к мысли, что ситуацию нужно и можно исправить.

Макеты, архивы и интерактив

За минувшие десять лет краеведческий музей Дзержинска преобразился так, что может считаться одним из лучших в Нижегородской области. Уже на входе любой посетитель понимает, что современные технологии тесно и гармонично переплелись с исторической составляющей: продуманное до мелочей дизайнерское решение, множество ранее не выставлявшихся предметов из запасников музея, а также любимый современной молодежью интерактив.

— При построении музейной экспозиции главной составляющей является разработка научной концепции: структура, тематический план, подбор экспонатов и вспомогательных материалов, поиск художественного оформления, — объясняет директор музея. — Большинство стендов в музее сделано совместными усилиями наших сотрудников.

В любимом детьми отделе природы чучелам животных уже много лет. Лось, например, является определенным символом музея, его помнит не одно поколение дзержинцев. Все экспонаты в зале были вычищены, обновлены сами витрины: насыпан речной песок, настелено натуральное сено, снег – ноу-хау дзержинских музейщиков – создан из полиэфирного волокна при помощи кухонной терки. И вот уже побежала по снегу рыжая плутовка, а из норки за ней следит шустрый мышонок!

Написание, по словам директора музея, содержательных комментариев к экспонатам — дело непростое.

— Всю историю невозможно изложить в нескольких предложениях, — замечает Светлана Гусева. — Идея этих текстов заключается в том, чтобы любой посетитель музея, не зная никаких фактов из истории города и страны, мог прочитать данные комментарии и владеть минимумом достоверной информации. Подготовка этих мини-статей отнимает много сил и времени: работа с архивными документами, исследование тематической литературы, подбор фотографий.

Два года в музее представлена полноценная выставка, посвященная советскому прошлому Дзержинска: 30-е, 40-е и послевоенные 50-60-е годы. Строительство первых улиц демонстрируют уникальные фотографии, которые хочется рассматривать и сравнивать с современным городом. Особое место занимает витрина, где в мельчайших подробностях с сохранением масштабов и пропорций воссоздан быт барачных домов. Диву даешься, как жили семьи через занавеску с соседями, с одним рукомойником и столом на пять-шесть семей?!

А в центре зала – макет юного города с заложенным сквером и радиально-кольцевой схемой будущих улиц. Кое-где уже стоят многоквартирные дома, узнаваем корпус техникума им. Красной Армии, а некоторые постройки, как, например, историческое здание бывшей фабрики-кухни на проспекте Ленина, остались только на макете.

Почти в каждом зале есть кусочек современных технологий. Это и черная радиоточка-«тарелка» в зале военных годов, сообщающая голосом Левитана последние сводки с фронта, и телефоны, в которых можно услышать напутствие Стаханова строителям новых городов, и зеркало в интерьере дома конца XIX века, показывающее в режиме электронной фоторамки снимки из прошлого. На специальном экране можно зажечь Свечу памяти героям, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны, или почитать солдатские «треугольники» – письма с фронта были оцифрованы сотрудниками музея.

Энергетика музейных залов захватывает настолько, что создается эффект полного присутствия. Невольно оглядываешься, и кажется, что читаешь увлекательную книгу, герои которой сейчас выйдут из комнаты и пригласят тебя на чай.

— Я очень люблю, когда посетители наполняют музей эмоциями, — продолжает Светлана Викторовна. – Да и экспонаты, в каждом из которых хранится сокровенная тайна, в свою очередь, делятся эмоциями с экскурсантами. Ведь можно не запомнить какие-то исторические факты, но чувства, посетившие в музее, останутся надолго.

О книгах и увлечениях

Так какая же она, Светлана Гусева, чей портрет теперь украшает городскую Доску почета?

— Не люблю говорить о себе, — признается Светлана Викторовна. — По долгу службы я человек публичный, но свои личные истории предпочитаю рассказывать только в узком кругу. Приглашение на фотосессию для Доски почета меня несколько удивило и явилось настоящей неожиданностью. Музей считаю своим вторым домом и очень благодарна судьбе за десять лет, проведенных в этих стенах. Безусловно, филологическое образование помогает в работе. Ведь литература тесно связана с историей. Немаловажную роль играет и самообразование: курсы, выставки, семинары по обмену опытом. Даже в путешествиях я не перестаю быть музейщиком, приобретаю бесценный опыт, чтобы потом создать что-то свое, оригинальное.

Гусева любит спорт, много лет занимается йогой, это приносит радость и дает энергию. А в бассейне еще и удивительно хорошо думается. Во время плавания, подчас, приходят интересные мысли, именно там был сочинен образ и продуман дизайн исторической экспозиции.

Читает книги — настоящие, не электронные. В основном, это специальная литература. Перечитывает русских классиков, следит за новинками современной литературы. Однажды случайно узнала, что стала героиней романа. Книгу написала ее приятельница Марина Котова, которая давно обосновалась в Москве. Сюжет, конечно, вымышленный, но в тексте много реальных историй из жизни Светланы Гусевой.

— Точно знаю, что музей – это необычное место, — говорит Светлана Викторовна. — Случайные люди здесь долго не задерживаются, остаются только те, кто ему преданно служит. За десять лет работы мы провели более двухсот выставок, и я уверена, что каждая картина – это не просто хорошо или плохо сделанное произведение, это портрет художника, который ее написал. Его эмоции, переживания, его дух навсегда остаются на полотне и чудесным образом считываются зрителем. Поэтому, если вы испытали чувства, схожие с художником, вам, наверняка, понравится его работа. Мне кажется, я открыла секрет, почему дети не любят ходить на художественные выставки. У них нет еще воспоминаний, нет жизненного опыта, они не могут выстроить ассоциативный ряд. Картина не вступает в диалог, и им просто скучно. Иногда я тоже беру в руки кисть и рисую. Этот процесс доставляет огромное удовольствие. Конечно, свои «шедевры» складываю в стол и никому не показываю.

Мечта Гусевой – создать в Дзержинске еще несколько музеев. В приоритете художественный музей — место творческой энергии и раздумий. Был бы интересен музей советской архитектуры, а музей природы и экологии наглядно показал бы необратимые процессы, запущенные неразумной деятельностью человека, и научил бережно относиться к окружающему миру.

Ольга СЕРЕГИНА

Фото Руслана Лобанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий