Газета Город Нацпроект Образование
18.03.21

Все начинается с мелочи

Родители, бабушки и дедушки нередко сетуют на то, что их чадо много
времени проводит за компьютером и «света белого не видит». Но взрослые зачастую
не понимают, что ребенок там делает. Пристрастие школьника к системному блоку и
монитору может быть обусловлено не только его желанием посмотреть новое видео
Юрия Дудя, но и неподдельным интересом к Сети и программированию в целом.
Кто знает, может быть, будущий Стив Джобс сидит за «компом» именно в вашей
квартире…
Программирование как навык
– Мне было не больше 12 лет, когда я, как и все мальчишки, играл у брата на
компьютере в «S.T.A.L.K.E.R.», – вспоминает ученик 10 класса школы №27Алексей
Бураков. – Но не просто нажимал на кнопки клавиатуры, а очень любил возиться с
файлами игры. Я открывал разные папки, картинки, просматривал их. Однажды нашел
файлы типа «сердце», «прыжок», «спит» (базовые знания английского языка тогда уже
были), и решил, что надо попробовать что-то поменять. Поменял. Зашел в игру, а там мой
персонаж в небо улетел! И я с уверенностью подумал, что стал хакером (смеется).
После того случая интерес мальчика к компьютерам из обывательского (игры,
YouTube) начал преобразовываться в нечто иное, более профессиональное. Далее было
посещение курсов по программированию на базе ННГУ им. Н.И.Лобачевского, где Леша
понял, что программирование – это не что-то сверхгениальное, а навык, которому при
желании можно обучиться.
Аналогичная ситуация была и у других участников дзержинской команды
«ROBOTniki», которая победила на межрегиональном хакатоне по виртуальной и
дополненной реальности «VRARHack52», проходившем в Нижнем Новгороде. К примеру,
Максим Яналиев – единственный восьмиклассник (остальные ребята учатся в десятом
классе) – какое-то время ходил заниматься в мобильный «Кванториум», проводивший
занятия в Дзержинске.
Детские технопарки «Кванториум» в регионах страны – это площадки, оснащенные
высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых
высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение
инновационных технологий и идей. Как сказал участник команды-победителя Никита
Бурьян, «Кванториум» – это платформа, где собираются заинтересованные люди,
которые, возможно, не совсем все понимают, но очень хотят понять!
Напомним, детские технопарки «Кванториум» в Нижегородской области создаются
в рамках национального проекта «Образование», который реализуется в России в
соответствии с указом президента Владимира Путина «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Его
ключевая цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского
образования, вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования.
– Приглашение к участию в хакатоне пришло на почтовый адрес школы, – поясняет
учитель информатики школы №27 и наставник команды Светлана Александровна
Сергеева. – И мальчики согласились, они занимают активную жизненную позицию.
Десятиклассники обучаются в классе технологического профиля, и основы
программирования им дала учитель математики и информатики Наталья Андреевна
Стригалева.
На протяжении трех дней 32 команды начинающих виарщиков из разных регионов
России решали кейсы от реальных заказчиков, разрабатывали приложения, создавали 3Dмакеты и сценарии, тестировали прототипы, прорисовывали дизайн.
За три дня собрали команду
Алексей Бураков, ставший капитаном «ROBOTniki» и представлявший коллектив
на защите работ, пару лет назад уже участвовал в «Кванториуме». Но тогда это было
связано с робототехникой и Arduino (аппаратно-программные средства для построения и
прототипирования простых систем, моделей и экспериментов в области электроники,
автоматики, автоматизации процессов и робототехники).
– Я думал, в этом году будет точно также: мы будем что-то с «ардуинкой» делать,
но нам объявили, что тема связана с VR/AR, а я с этим вообще не знаком, даже слово
новое, – признается Алексей. – Мы понимали, что там будет программирование, то, в чем
мы не разбираемся. А оказалось, что при желании во всем можно разобраться, что мы и
сделали за те три дня, которые были нам предоставлены.
Задание команды из Дзержинска заключалось в том, чтобы связать физическую
открытку с AR (кейс «Интерактивные открытки»). Ребята создали приложение для
телефона, благодаря которому, наведя камеру на плоское изображение, можно получить
3D-модель того, что изображено на картинке, с небольшой информационной справкой об
этом месте. А в качестве объектов выбрали знаковые места областного центра: памятник
Минину и Пожарскому и Чкаловскую лестницу.
Первый день хакатона стал отправным пунктом: скачивание программ, наброски
идей и их формулировка. На второй день пришелся основной объем работы и разработки,
так как стало окончательно ясно, что требуется от участников. И третий – отработка
презентации для защиты и сбор всего имеющегося материала воедино.
– С самим языком программирования С#, как и с Unity, и с 3D-моделированием у
нас никто не был знаком, – говорит Женя Калюжнов, отвечавший в проекте за дизайн. – За
три дня мы собрали команду, распределили, кто и что будет делать. А когда нам выдали
тему, пошли штудировать материал и работали без сна. Это было не просто участие ради
участия, а именно получение новых знаний в процессе выполнения задачи, потому что
раньше никто из нас в этой теме не разбирался.
Объем работы был распределен поровну: два дизайнера и два программиста.
– Я работал в программе Blender, потратив где-то сутки на Чкаловскую лестницу, –
рассказывает Никита Бурьян, также отвечавший за дизайн. – Начальными навыками
работы в упомянутой программе я владел, поэтому реализовать саму модель было не так
сложно. Но из-за большого количества мелких деталей и из-за масштаба объекта работа
заняла много времени. К тому же в середине второго дня произошел конфуз: я доделал
модель и именно в этот момент у меня полетел жесткий диск со всеми данными и всем
проектом! Пришлось делать заново. Если бы не эта проблема, работа была бы закончена
днем, а не ночью, и, возможно, мы успели бы подготовить еще одну открытку…
Похвала дает мотивацию
Исключительное трудолюбие в ребятах из команды «ROBOTniki» не заметить
невозможно. Наставник говорит о них так:

  • Трудолюбие и отсутствие страха перед решением поставленных задач – это то,
    что отличает их от всех остальных. Никита и в младших классах писал работы творческие,
    компьютер – его хорошее увлечение, которое, возможно, перерастет в будущую
    профессию, как и у Жени. Максим… Я еще не видела детей, которые в шестом классе
    создают тренажер положительных и отрицательных чисел для своих одноклассников!
    Лешу, уверена, тоже ждет большое будущее в этой сфере, хотя знакомы мы с ним
    сравнительно недолго (он пришел в школу №27 в сентябре прошлого года).
    Разработка – достаточно сложное занятие, и чтобы ускорить процесс, ребята из
    «ROBOTniki», естественно, помогали друг другу решать вопросы. Например, Алексей
    больше часа сидел и не понимал, почему у него не появляется 3D-модель. Максим ему
    написал: «А target ты перенес?». Точно! Это была маленькая ошибка, когда школьник
    просто забыл мышкой провести картинку к объекту.
    – Для меня вообще все было новое: Unity, создание меню, – рассказывает Максим.
    – Мы нашли в интернете 3D-модель памятника Минину и Пожарскому, я загрузил ее на
    сайт. Она подавалась только в программе «3ds Max», но так как там было много
    препятствий с лицензией и другими тонкостями, я нашел сайт, куда смог залить модель и
    сделать ее более удобной в Unity-формате, а уже потом поместил на открытку. В Unity
    ведь как: сначала помещаешь 3D-модельку, а уже потом ее текстурируешь. А я ее
    поставил и буквально наугад подставил текстуру, и у меня получилось!
    Женя Калюжнов работал над визуализацией открыток и презентацией. Каким бы
    хорошим ни было приложение, его все равно надо красиво представить, что он и сделал.
    По словам ребят, когда они смотрели защиты других участников, то подмечали некоторые
    недостатки в их презентациях. А во время защиты своего проекта написали Алексею,
    чтобы в конце выступления он добавил «Ваша критика сделает нас сильнее, а похвала –
    даст нам мотивацию». По итогам, пришлось говорить только про похвалу.
    – Благодаря участию в этом конкурсе я осознал одну простую истину, – делится
    своими мыслями капитан команды-победителя Леша Бураков.– Для меня раньше были
    чем-то очень страшным ошибки, после которых больше ничего не работает. А когда ты
    разрабатываешь действительно серьезное приложение, к своим ошибкам начинаешь
    относиться по-другому: не как к происшествию, а как к вызову. Все люди ошибаются. И
    это не что-то ужасное, а часть процесса, которую нужно и можно исправить.
    Ольга КУЗЬМИНА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *