Художник и директор Дзержинской художественной школы Юрий Пешехонов
живет и работает в нашем городе 20 лет. На этот раз мы не будем говорить о
педагогической и управленческой деятельности Юрия Ивановича, а расскажем о
художнике Пешехонове — признанном мастере исторических полотен и неяркого
русского пейзажа. А еще — о православном живописце Пешехонове, который более 30
лет в Пасху не садится, как большинство из нас, за праздничный стол, а идет
отображать на холсте природу родного края.
Весенние разливы
Юрий Пешехонов приехал с Кубани поступать в художественное училище в
Чебоксары. Почему именно в столицу Чувашии? Все очень просто: там молодому парню
обещали дать место в общежитии. Потом Пешехонов учился в педагогическом институте
в Чебоксарах. В чувашской деревне на отработке художник встретил свою супругу,
которая обучалась в Горьковском университете по специальности «русский язык и
литература». После пединститута Юрий уехал на родину жены — в город Урень
Горьковской области, где почти сразу возглавил художественную школу. Было это в 1977
году. В 2001 году министерство культуры региона предложило директору Уренской
художественной школы возглавить художественную школу в Дзержинске.
И вот уже без малого 44 года Юрий Пешехонов учит детей живописи. Остается ли
время на собственное творчество?
- Как без этого жить? — отвечает вопросом на вопрос Юрий Иванович. Художник
рассказывает, что выставлять свои картины на вернисажах начал с 1994 года. В городах
Нижегородской области, Москве и, конечно, в Дзержинске. Много лет в городе химиков
существовало объединение художников-реалистов, идейным вождем которого был мастер
Николай Бурдастов, несколько лет назад ушедший из жизни. Выставлялся вместе с
дзержинскими художниками-реалистами и Юрий Пешехонов. Бурдастов в свое время
окончил художественный факультет ВГИКа. 90-е годы — расцвет так называемого
актуального искусства, живописного авангарда во всех его проявлениях. А на картинах
Николая Бурдастова зритель видел главным образом русскую природу с куполами
церквушек. В то время это был своего рода вызов. Похожая тематика и у Юрия
Пешехонова.
Художник рассказывает, что, живя в Урене, много занимался краеведением.
Красоту русской природы Пешехонов старался подать через пейзажи. Со временем он
стал восприниматься в среде нижегородских собратьев как «мастер изображения
весеннего половодья».
Вот что писал о творчестве Пешехонова искусствовед Сергей Акимов: «Любимая
тема Пешехонова-пейзажиста — весеннее половодье — вдохновлена разливами реки Усты,
протекающей по северу Нижегородской области. В многочисленных разливах им найдена
та оптимальная мера натурно-реального и обобщающе-поэтического начал, которая дает
возможность и показать красоту конкретного ландшафта, и раскрыть тему величия
природных стихий». - Я очень много писал разливы, — соглашается художник. — Когда начиналась весна,
уходил с этюдником подальше. Иногда даже меня увозили на лодках. Считаю, я нашел
свою тему.
Сдержанные краски
После переезда в Дзержинск тема весеннего половодья понемногу ушла из
творчества Пешехонова. В последние годы Юрий Иванович все больше рисует
тематические картины и осенние пейзажи. На картинах Пешехонова по-прежнему
преобладают сдержанные, неяркие цвета северной русской природы. - У каждого свой почерк, свой колорит, — объясняет Пешехонов. — Художник тем и
интересен, что его картины узнаваемы.
«Искусство Юрия Пешехонова вдумчиво и серьезно, глубоко и сдержанно, в нем
нет ни сомнительного пафоса, ни бросающихся в глаза эффектов, — считает искусствовед
Сергей Акимов. — Произведения Юрия Пешехонова разнообразны, но все они обладают
общим важным качеством: они чужды суетности и нарочитого желания выделиться».
В начале 90-х годов Юрий Иванович попробовал свои силы в области
монументального искусства, расписав один из старообрядческих храмов Нижегородской
области. Пешехонов тогда жил в Урене. В России началось религиозное возрождение.
Север Нижегородской области — исконные места обитания старообрядцев. Община
построила деревянный храм. Матушка старообрядческой общины попросила Пешехонова
его расписать. Ничего подобного художник раньше не делал. Писал живописные полотна,
на которых изображал старообрядческие скиты. Но роспись храма? В общем, Пешехонов
храм расписал. Полностью. Снизу доверху. Ушло на это ни много ни мало десять лет!
Роспись храма заканчивал вместе с внуком, тоже художником. Без преувеличения,
титанический труд. - На стенах храма только на тему Покрова — более сорока фигур, — поясняет
художник. — А есть еще темы Рождества, Крещения и другие. Некоторые из фигур — до
четырех метров высотой. Я сам порой удивляюсь, как все это мне удалось сделать…
Работу Пешехонова приезжал принимать владыка Русской древлеправославной
церкви. Высказав ряд замечаний, владыка роспись храма благословил. Художник стал
больше интересоваться религиозными сюжетами. Начиная с 1989 года, Юрий Пешехонов
в праздник Пасхи берет краски и холст и отправляется на природу — писать пейзажи. За 30
с лишним лет не пропустил ни одной Пасхи! В последние годы к пасхальным пленэрам
Пешехонова присоединились две дочери и внук, тоже художники.
Работа как отдушина
Переехав в Дзержинск в 2001 году, Юрий Пешехонов не отказался от православной
темы. Одна из первых работ художника дзержинского периода — «Сказание о Дудином
монастыре» (2003 год). Юрий Иванович много работает в окрестностях Дзержинска,
пишет природу нашей местности, луга и леса в районе Оки и Осовца. - Люблю места в районе Окской набережной и дубовой рощи на Окском затоне, —
признается мастер. — Мы с ребятишками часто ходим туда на этюды.
В последние годы многие рисуют по фотографии. Это не воспрещается. Юрий
Иванович тоже порой прибегает к помощи фотоаппарата. Когда физически не успевает
перенести на холст то, что задумал. В любом случае рисование с натуры — приоритет. - Это всегда ощущается на картине — с натуры написано или нет, — уверен
Пешехонов.
Сугубо городские пейзажи с изображением зданий и сооружений художник, по
собственному признанию, рисовать не любит. - Проспекты, коробочки — не моя тема, мне больше по душе природа, — говорит
живописец. В то же время городская природа Дзержинска, парки и скверы тоже служат
источником вдохновения для Пешехонова. На стене в кабинете Юрия Ивановича в
художественной школе висит осенний пейзаж. Его появлению предшествовала своя
история. Художник, проходя с холстом мимо здания музыкальной школы имени
Скрябина, увидел красивый вид, загорелся желанием воплотить его в картину и…
мгновенно перенес увиденное на холст. Что и говорить, своеобразный инстинкт
художника у Юрия Ивановича в крови.
Пешехонов считает, что Дзержинск достоин арт-объекта, который раскрывал бы
сущность города химиков. Известно, что в военные годы на предприятии «Оргстекло»
выпускалось бронированное органическое стекло, которое шло на кабины советских
самолетов. На химических заводах во время войны выпускались снаряды, взрывчатка,
авиационные бомбы. Так почему бы не использовать этот примечательный факт при
создании арт-объекта? - Арт-объект на Привокзальной площади или в другом месте может быть очень
эффектным и привлекательным для туристов, — считает художник. — Такой объект мог бы
демонстрировать величие города химии.
К пандемии Пешехонов относится двойственно. С одной стороны, COVID-19
породил трагические события: несколько нижегородских художников, которых Юрий
Иванович хорошо знал, за последний год ушли в мир иной, заразившись коронавирусом.
С другой стороны, в период самоизоляции у любителей живописи появилось больше
времени для творчества. - Работа у мольберта — единственная отдушина в тяжелые дни, — говорит художник.
- Хочется писать, писать и писать. Творить без перерыва. Без живописи я просто не могу
жить.
Сергей АНИСИМОВ
Фото Руслана Лобанова
СПРАВКА
Юрий Пешехонов. Окончил Чебоксарское художественное училище и
Чебоксарский педагогический институт (художественно-графический факультет). Член
Союза художников России с 1996 года. Имеет педагогический стаж работы по
специальности — 43 года, из них 41 год — директор детской художественной школы в Урене
и Дзержинске. Репродукции картин Пешехонова находятся в альбомах и каталогах
«Художники земли Нижегородской», «Большая Волга», «Большая Волга в Москве»,
«Россия».