Особенное детство


01.04.21 08:59

Как помочь малышам с расстройствами аутистического спектраЧетырехлетний Тимоша не говорит и не понимает речь, но умеет читать иписать простые слова,

Без рубрики

Как помочь малышам с расстройствами аутистического спектра
Четырехлетний Тимоша не говорит и не понимает речь, но умеет читать и
писать простые слова, знает счет до ста. У мальчика расстройство аутистического
спектра — самое малоизученное и загадочное нарушение развития. Жизнь с таким
ребенком — это постоянная кропотливая работа, без перерывов и выходных. Но
родительская любовь и усилия специалистов часто творят чудеса.
Принять диагноз
Особенности сына Катерина начала подмечать в год с небольшим – малыш не
смотрел в глаза, не откликался на свое имя и вообще не понимал речь. Когда ребенку
было полтора года, невролог подтвердила опасения мамы: расстройство аутистического
спектра (РАС).

  • Я не сразу приняла этот диагноз, — говорит Екатерина. – Каждое утро просыпалась
    с мыслью, что это страшный сон или какая-то ошибка, и все пойдет как надо. Но чуда не
    происходило. Самым тяжелым было отношение окружающих к особенностям ребенка.
    Дети с аутизмом очень чувствительны к любым переменам, а объяснений, почему нам
    нужно пойти не на детскую площадку, а, например, в магазин, он не понимал. В
    результате возникали характерные для детей с аутизмом истерики. Сын мог просто лечь
    на пол и кричать. Окружающие считали, что я его просто плохо воспитываю.
    «Аутизм» в переводе с латыни означает «уход в себя». Людей с РАС отличает
    нарушение коммуникации, социального взаимодействия. Причины неизвестны. Чем
    раньше начнется работа со специалистами, тем больше шанс скорректировать
    нежелательное поведение.
    В сентябре прошлого года мама привела Тимошу в Центр поддержки семьи
    «Обнаженные сердца», созданный на базе общественной организации «Верас». Каждый
    день по четыре часа с ним занимаются разные специалисты. Один из основных кейсов в
    центре — обучение детей навыкам самообслуживания, то есть одеваться, умываться,
    готовить еду.
  • Для детей с аутизмом это очень важно, — говорит Катерина. — В центре нас
    научили общаться при помощи системы альтернативной коммуникации и визуальной
    поддержки – специальных карточек. Как все ребята с аутизмом, Тимоша визуал, и
    картинки помогают ему понять, что мы будем делать: завтракать, ехать на машине в центр
    или идти в магазин. Теперь я показываю ему карточку, и он меня понимает.
    К сложному — маленькими шагами
    У каждого ребенка с аутизмом – свои особенности, свой путь. Как говорит
    специальный психолог Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца» Дарья Тяпина, у
    аутизма много лиц. Это дети с хорошим потенциалом и дети с задержкой психического
    развития. Есть невербальные дети, которые могут сказать первое слово лет в десять, а
    могут не сказать никогда. И говорящие дети, которые рано научились читать, считать и
    рисовать, но не могут подойти к другому человеку и попросить о чем-то.
  • В 89 процентах случаев причиной нежелательного поведения детей с РАС
    является нарушение коммуникации, — говорит Дарья Тяпина. — Если они не могут
    сообщить о своих желаниях словами, то делают это через поведение – могут кричать,
    плакать, упасть на пол, убежать, ударить. Мы занимаемся с детьми от 2 до 4 лет. Каждому
    ребенку, который приходит к нам, мы составляем индивидуальную программу. Сложные
    задачи делим на простые шаги, и каждый из них преодолеваем при помощи поощрения и
    мотивации ребенка.
    Через полгода занятий в центре дети отучаются от памперсов, умеют чистить зубы,
    одеваться, выражать свои просьбы и желания.
  • Истерики практически прекратились, — подтверждает мама Тимофея.
    Все вместе
    Таких малышей, как Тимоша, в Нижегородской области, да и в России в целом с
    каждым годом становится все больше. По данным руководителя центра ментального
    здоровья Приволжского медуниверситета (ПИМУ) Оксаны Баландиной, в 2020 году
    расстройства аутистического спектра диагностировали в регионе у 1089 детей. Всего за
    год — 229 новых выявленных случаев.
  • Это связано с проведением международного теста M-CHAT-R в поликлиниках
    для детей раннего возраста на выявление группы риска, — уверена Оксана Бадандина. —
    Родители стали более информированы и не так боятся обращаться к врачу — понимают, что
    лучше проблему выявить на ранних этапах, чем делать вид, что все хорошо. Связано это и
    с тем, что увеличилось количество специалистов, которые знают, как заниматься с детьми.
    Родителям уже не будут предлагать подождать трех лет, чтобы начать психологопедагогическую коррекцию. Заниматься с ребенком можно начинать и в полтора, и в два
    года. Рост выявляемости детей с РАС — это правильно, это принесет хорошие плоды.
    В рамках реализации Концепции комплексного сопровождения людей с
    расстройствами аутистического спектра пристальное внимание было уделено
    своевременному выявлению признаков РАС, благодаря прохождению международного
    теста M-CHAT-R.
  • В 70 процентах случаев в результате регулярных занятий в центре отмечаются
    стойкие и явные улучшения состояния ребенка, — подчеркивает специалист. — Ребенок
    может общаться со взрослыми и сверстниками, получает и усваивает навыки, которые
    необходимы для его дальнейшего развития.
    Обычная школа для необычных учеников
    Еще один шаг в работе с особенными детьми — появление ресурсных классов. В
    Нижегородской области губернатор Глеб Никитин утвердил Концепцию комплексного
    сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра. Благодаря документу, в
    этом учебном году в школах региона открылось девять ресурсных классов: восемь в
    Нижнем Новгороде (практически в каждом районе города) и один на Бору.
    Ребенок с РАС может учиться в обычном классе в сопровождении тьютора или в
    отдельном (автономном) классе. Учитель начальных классов нижегородской школы №54
    Алеся Соловьева ведет занятия в автономном классе. В нем всего семь учеников, речь есть
    только у троих. Неговорящие ребята общаются при помощи специальных карточек.
  • Первый год мы занимались больше социально-бытовыми навыками – учились
    сидеть за партой, не выбегать с урока, — рассказывает она. – Сейчас учимся читать, писать,
    считать. Изменения за время обучения произошли колоссальные – у детей появились
    зачатки дружеских отношений, они могут обнять друг друга, здороваются с другими
    людьми, спокойно себя ведут на общешкольных мероприятиях.
    Руководитель регионального ресурсного центра по организации сопровождения
    детей с РАС Надежда Гусева подчеркивает: будет ли ребенок учиться в коррекционном
    классе или инклюзивно вместе с другими детьми — выбор его родителей. Впрочем, именно
    от них зависит и вся жизнь малышей. Мамы особенных детей, создавшие два с половиной
    года назад фонд «Время РАСсвета», знают об этом не понаслышке. В фонде почти 50
    подопечных, и каждая история — это подвиг и преодоление.
  • Это безусловная любовь, самопожертвование, — говорит руководитель фонда
    Екатерина Ферапонтова. — Можно только гордиться такими родителями!
    Кстати, Нижегородская область — один из первых регионов России, где разработана
    концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра
    с самого раннего детства. Главная цель — чтобы возможность комфортно жить, учиться,
    общаться, реализовать себя была у всех.
    Алина МАЛИНИНА
    Фото со страницы Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца ВК
    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
    Когда родителям следует насторожиться:
    Отсутствие эмоционального контакта (ребенок не смотрит в глаза, не тянется на
    руки, не улыбается).
    Повторяющееся, стереотипное поведение (на протяжении долгого времени ребенок
    может бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся
    объекты, строго следовать определенного распорядку).
    Слабый интерес к игрушкам (не понимает, как нужно ими играть, нестандартное
    использование игрушек: например, не катает машинку, а часами крутит ее колесо).
    Приступы агрессии (любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка
    вспышку гнева, спровоцировать истерику).
    СПРАВКА
    Куда обращаться за помощью
    ГБУ «Центр социального развития Нижегородской области»:
    ресурсный центр социальной поддержки людей с РАС.
    Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Богородского, д. 3, корп. 2.
    Тел.: 8 800 551 07 86; 8 (831) 234-03-73
    Сайт в интернете: www.rсssrnо.soc52.ru.
    Эл.почта: csrnо@sосium.kreml.nnоv.ru.
    ГБУЗ НО «Консультативно-диагностический центр по охране психического
    здоровья детей и подростков»:
    ресурсный центр медицинского сопровождения людей с РАС.
    Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д.37, 4-й этаж.
    Тел. 8 (831) 233-10-55.
    Сайт в интернете: www.guznо.ucоz.cоm.
    Эл.почта: kdcdpglav@mail.ru.
    Структуры Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами
    аутистического спектра:
    Фонд «Время РАСсвета» (г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 85, офис 138;
    тел. +7-953-564-92-99, e-mail: EkaterinaRus52@mail.ru);
    Центр «Обнаженные сердца» (действует при Нижегородской региональной
    общественной организации «Верас»; г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 42А, тел. 8
    (831) 243-15-56, e-mail: verasnn@yandex.ru);
    Нижегородский государственный художественный музей (запись на занятия:
    artmuseumnn.ru, тел. +7-906-353-19-27)

Оставить комментарий