Памяти павших солдат


06.05.21 09:10

Для кого-то День Победы — это торжественный парад, для другого — концерты с песнями, а кто-то отправляется в полевую экспедицию,

Город Культура Молодежь Образование

Для кого-то День Победы — это торжественный парад, для другого — концерты с песнями, а кто-то отправляется в полевую экспедицию, на места боевых сражений, где еще продолжают находить останки солдат, павших за свободу нашей Родины. О том, почему это так важно и зачем майские каникулы нужно тратить на полевые работы, корреспондент «Дзержинских ведомостей» поговорил с ребятами молодежного поискового отряда «Торнадо», отправившегося в конце прошлой недели на Вахту памяти в Волгоград.

Всю жизнь в поиске

— Если говорить обо мне, то я — поисковик со стажем, — улыбается руководитель отряда Юлия Владимировна Родионова. — Увлеклась поисковой деятельностью еще в школе. Затем, когда поступила на исторический факультет, влилась в поисковый отряд, действовавший при университете им. Н.И. Лобачевского.

По семейным обстоятельствам на некоторое время она отказалась от полевых экспедиций, но в 2014 году снова встала в строй. Увлеченность преподавателя университета, глубокое уважение к подвигу советского солдата, влюбленность в поисковое дело заразили не только студентов, но и коллег по работе.

Директор дзержинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Яковлева выступила с инициативой создания на базе филиала студенческого поискового отряда, а затем и музея.

— Зачем мне это нужно? — задается непростым вопросом Юлия Владимировна. — Наверное, затем, что хочу жить в стране с единым культурным кодом. Хочу, чтобы окружающие меня люди разделяли мои взгляды и располагали достоверными знаниями. Не секрет, что сегодня делаются попытки «пригладить историю». Когда это делается нарочито, из-за политических интриг, это замечают сразу и все, а вот когда из истории исчезают неудобные факты, приукрашивается суровая правда, у людей, никогда не сталкивавшихся со свидетельствами войны, начинает складываться впечатление какой-то легкости. Словно в красивом кино: прибыли из тыла, надели форму, провели несколько боев и с победными песнями въехали в освобожденный город. Конечно, все было совершенно не так. Победа, как бы это пафосно ни прозвучало, досталась нам тяжелой и дорогой ценой. В годы Великой Отечественной войны погибло несколько десятков миллионов советских граждан. Ужасающие цифры. Для поисковиков они имеют реальное воплощение в тех бойцах, которых мы находим в местах боевых действий, а потом хороним с почестями, необходимыми каждому воину.

Прикоснуться к истории

Уже в 2019 году желающих принять участие в поисковой работе было достаточно. Но поисковики тем и отличаются от «черных копателей», что во главу угла ставят принцип научности и правило максимальной сохранности найденных останков. Перед тем, как отправиться на поиски, в течение года ребята проходят обучение в «Школе начальной поисковой подготовки». На занятиях преподаватели и более опытные ребята рассказывают об истории Великой Отечественной войны, знакомят с правовыми аспектами поисковой деятельности, учат оказывать первую помощь, подробно рассказывают о грамотной организации раскопок.

Серьезное отношение к делу требует подготовки. Поэтому в 2019 году в Бельский район Тверской области в составе нижегородского отряда от Дзержинска отправилось только пять человек. Ребята приняли участие в подъеме останков бойцов Красной Армии на Черном ручье возле деревни Демяхи. Всего по итогам экспедиции поисковики нашли останки 96 бойцов, их похоронили на Петропавловском мемориале в городе Белом.

Уже тогда, летом 2019 года, у студентов возникла идея организовать на базе Дзержинского филиала ННГУ музей памяти. Дело в том, что во время раскопок поисковики находят множество так называемых «типовых предметов»: отстрелянные гильзы, солдатские ложки, котелки, каски, личные вещи бойцов, части разбитого оружия. Все это не имеет с точки зрения уникальности большой исторической ценности, а вот для патриотического музея, главной целью которого могло бы стать сохранение исторической правды о подвиге красноармейцев, бесценно.

Идея ребят нашла горячую поддержку у руководства вуза.

«Торнадовцам» (поисковый отряд получил грозное имя «Торнадо») выделили помещение, которое они отремонтировали, привели в порядок. На собственные средства закупили выставочные витрины, часть музейного оборудования также изготовили самостоятельно. На подбор экспозиции, грамотное оформление, подготовку к выставке экспонатов ушел почти год.

19 ноября 2020 года военно-патриотический музей «Война. Поиск. Память» открыли. Экспозиция, включающая в себя артефакты Великой Отечественной войны, найденные дзержинскими студентами, вызвала небывалый интерес у горожан. По мере постепенного снятия ограничений посетителей в музее становится все больше и больше: сюда приходят школьники, студенты, ветераны. Ребята сами проводят для гостей экскурсии, во время которых рассказывают об истории найденных вещей и особенностях поисковой работы.

Моя Победа

В 2020 году участники поискового отряда успели побывать в двух экспедициях в Иловлинском районе Волгоградской области.

— Еще до вступления в отряд у меня было особенное отношение ко Дню Победы, — рассказывает командир студенческого поискового отряда «Торнадо» Егор Митрофанов. — Мне кажется не совсем правильным, когда победная символика становится предметом торговли или еще хуже — какого-то пиара, когда георгиевские ленточки бездумно цепляют на сумки и ремни, а флажки после парада валяются на дороге. Все это обесценивает значение того грозного и великого времени. Придя в отряд, а тем более поучаствовав в экспедициях, где мы находили останки солдат, я укрепился во мнении, что нужно сделать все для отдания почестей этим героическим людям и сохранения их памяти. И если я могу применить свои знания и навыки в этом полезном деле, то я обязан это сделать.

— Для меня это тоже очень значимая тема, можно сказать личная, — говорит Филипп Анкудимов, пришедший в отряд в этом году. — Дело в том, что у меня никого не осталось из родственников кроме отца. Поэтому мне кажется нужным помогать людям в поиске информации о своих родных и близких, тем более погибших в годы войны. Благодаря работе в «Торнадо» я не просто узнаю историю Великой Отечественной войны, оказавшей колоссальное влияние на развитие нашей страны, но и в буквальном смысле могу прикоснуться к бесценным памятникам прошлого. Это потрясающий опыт, благородное дело, и, конечно, я хочу быть причастным к нему.

Ждал расшифровки тридцать лет

Поисковая работа не такая простая, как может показаться. По факту большинство отрядов живут и работают на собственном энтузиазме. Многое приходится делать за свой счет и своими силами. Университет выделяет автобус для проезда до места раскопок и обратно, но вот денег на приобретение дорогостоящего поискового оборудования, в котором нуждаются «торнадовцы», нет. А без этого ребята не могут принять участие в таких крупных Всероссийских проектах, как Вахта памяти «Поискового движения России». Впрочем, ребятам хватает работы: забытых, заброшенных захоронений, нетронутых мест кровопролитных сражений — множество.

— Прежде чем отправиться в экспедицию, мы работаем с электронными базами данных Минобороны РФ, списываемся с поисковыми отрядами, работающими на территориях боевых действий, собираем воспоминания родственников, — рассказывает Юлия Родионова. — Поэтому в подавляющем большинстве случаев знаем, где и что искать.

Как правило, из экспедиций «торнадовцы» привозят новые экспонаты для музея. Конечно, мечта каждого поисковика — найти и установить судьбу бойца. Это почти невозможно, информация на солдатских медальонах практически исчезла и не подлежит восстановлению. Но бывают и исключения.

Руководитель отряда вспоминает, как медальон, найденный в 80-х годах на Смоленщине, почти 30 лет пролежал в музее горьковского поискового отряда — местные судмедэксперты не смогли восстановить надпись. Но несколько лет назад этот и несколько других медальонов отправили в Москву. Ответ ошеломил: удалось восстановить и имя, и место призыва павшего солдата.

— Это был еще совсем молодой человек, который и жил-то недалеко от места своей гибели, — говорит Юлия Владимировна. — Перед призывом он женился, и, как нам удалось выяснить, его жена ждала возлюбленного всю жизнь. Она так и не вышла замуж, продолжая надеяться на то, что пропавший без вести муж вернется. Если бы в 80-х годах медальон был расшифрован, она смогла бы побывать на месте упокоения дорогого человека. Но не сложилось. Несмотря на подобные истории, мы не опускаем рук и сделаем все возможное, чтобы сохранить для потомков память о подлинной истории самой страшной войны на земле. Советские солдаты это заслужили.

Евгения МАКАРОВА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий