Ирина Тухман: «Педагогический идеал для меня — это собирательный образ»


27.05.21 03:00

Заместителю директора по учебно-научной работе Дзержинского педагогического колледжа, кандидату психологических наук и преподавателю психологии Ирине Тухман присвоено звание «Почетный работник

Город Новости Образование

Заместителю директора по учебно-научной работе Дзержинского педагогического колледжа, кандидату психологических наук и преподавателю психологии Ирине Тухман присвоено звание «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». О том, что значит эта награда для самой героини, и с чего началось увлечение психологией, она рассказала в интервью корреспонденту «Дзержинских ведомостей».

В таком коллективе нельзя расслабляться

— Ирина Владимировна, какие чувства вы испытали, узнав о присвоении почетного звания?

— Очень трудно назвать какую-то конкретную эмоцию. В психологии принято различать разные типы эмоциональных состояний и переживаний, и кажется, что каждая из них в какое-то мгновение проявилась: удивление, радость, удовлетворение, благодарность, вдохновение… В любом случае, все эмоции были мобилизующими для выполнения дальнейших действий. Поэтому больше всего я думала об ответственности и оправдании того доверия, которое мне оказано.

— Интересно, как отреагировали на эту новость ваши коллеги?

— Многие поздравляли, искренне радовались. Звонили, писали личные сообщения, поздравляли на работе. У нас замечательный открытый коллектив, в котором принято поддерживать друг друга. И, честно говоря, для меня очень приятным и важным был факт эмоционального отклика коллег. Это настоящая живая оценка моей деятельности.

— Подобные награды даются за какие-то конкретные достижения или по результату всей работы за определенный период?

— Такая награда дается за работу в течение долгого времени. Я являюсь заместителем руководителя, курирующим внедрение и реализацию множества инновационных направлений работы: реализация проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», внедрение демонстрационного экзамена по международным стандартам, реализация программ дополнительного профессионального образования в рамках проектов «Демография», «Содействие занятости».

Четыре года назад начали внедрять общеразвивающие программы по образовательной робототехнике, работать в рамках лингвистического кластера Нижегородской области. Уже много лет развиваем учебно-исследовательские навыки обучающихся, систематически организуем на нашей базе научно-практические конференции разного уровня. Почти 10 лет являемся площадкой проведения областных олимпиад по общеобразовательным дисциплинам среди обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и многое-многое другое.

Обычно, когда проект показывает свою устойчивую работоспособность (год-два), его актуальность подтверждена, отработаны и устранены все подводные камни, концепт продолжает работу с новым руководителем программы — сотрудником колледжа, а я… запускаю новые! Таким образом, все проекты — это результат работы многих педагогов колледжа, которые мне когда-то поверили и включились в работу. Без единомышленников ни одна затея не состоялась бы. И, конечно, огромное спасибо нашему директору Михаилу Александровичу Тарасову, который внимательно и вдумчиво относится к тем инициативам, с которыми приходим к нему мы, и сам, являясь творческим и увлеченным человеком, мотивирует нас к активному участию.

— Получали ли подобные награды другие преподаватели педколледжа?

— В нашем колледже работает поистине звездный состав, на который хочется равняться: заслуженные учителя России, отличники образования, почетные работники среднего профессионального образования, кавалеры орденов Труда и Славы III степени. Есть и награды, аналогичные моей. В таком коллективе нельзя расслабляться!

Девяностые: сложные и романтичные

— В Дзержинском педколледже вы работаете с 2003 года. А с чего начинали?

— После педагогического университета я пришла работать в школу и в течение девяти лет учила младших школьников, параллельно работала педагогом-психологом, организуя психолого-педагогическое сопровождение начальной школы.

Это были 90-е годы, сложные, но романтичные, когда в образовании ушли в прошлое идеологизация, жесткая государственная регламентация всех направлений, когда учебным заведениям и учителю предоставили самостоятельность при определении направлений учебной деятельности. Работать в начальной школе мне очень нравилось, до сих пор воспринимаю тот этап своей трудовой активности как один из самых продуктивных, творческих и ярких.

В этот же период я сотрудничала с Нижегородским институтом развития образования, включалась в разные проекты, знакомилась с огромным количеством умных и увлеченных людей. Сейчас думаю: и как только мы все успевали?

— У вас был наставник, на которого вы равнялись?

— Я не могу назвать конкретного наставника, который бы определил мое профессиональное развитие. Точнее будет сказать, что педагогический идеал для меня — это собирательный образ.

Во-первых, моя мама — педагог, долгое время проработавшая воспитателем в дошкольном учреждении. Наблюдая с детства за ее деятельностью, я восхищалась тем, что мама умеет рисовать, танцевать, петь, сочинять стихи и сказки, шить, вязать, участвовать в лыжных гонках, выступать на конференциях. Она знает все обо всем в мире, она добрая, чуткая, умеющая внушить уверенность.

Во-вторых, мне повезло с учителями в школе. Галина Ильинична Вайдукова вела историю, она учила обоснованно высказывать свою позицию, дискутировать, критически мыслить. Галина Ивановна Берсенина, наш классный руководитель и учитель биологии, настолько четко организовывала восприятие и осмысление, что я до сих пор помню многие яркие моменты с ее уроков. Учитель географии Тамара Дмитриевна Кеменова умела так интересно говорить о, казалось бы, очевидных вещах, что я не переставала удивляться окружающему меня миру. Татьяна Федоровна Финогенова (химия) поражала совокупностью чувства юмора при объяснении материала, обилием ярких, образных ассоциативных связок, четкости и организованности. Лариса Михайловна Жужома и Евгения Александровна Солдатенко учили читать литературу, видя между строк, интерпретировать и осмысливать поведение героев, определяться в ситуации морального выбора. Полученная после окончания школы медаль — это заслуга моих учителей.

— А в университете?

— Там мне удалось познакомиться с увлеченными преподавателями, которые делали акцент на приемы создания условий для личностного и интеллектуального развития ребенка. Тогда в моей жизни появилась психология как Наука. Меня особенно интересовал раздел педагогической психологии, так как это сложный, интегративный пласт, объединяющий разные сферы — педагогику, логику, лингвистику, социальную и когнитивную психологии.

Светлана Константиновна Тивикова, Тамара Яковлевна Железнова, Татьяна Николаевна Князева и Татьяна Михайловна Сорокина стали моими проводниками в мире научного (тогда еще студенческого) поиска, показали мне, что в педагогике не может быть ни одного случайного действия, каждое должно быть обосновано, обдумано и взвешено. Преподаватели научили понимать, что в образовании не может быть однозначных схем, алгоритмов по обучению, воспитанию, взаимодействию. В тот момент я поняла смысл высказывания Б.М. Теплова (советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии): «…Психологи не стремятся с уже взятого этажа подниматься выше, а каждый раз начинают снова с земли, предпринимая штурм здания лишь с разных сторон».

Работая в школе, мне посчастливилось войти в состав городского методического совета учителей. А Людмила Николаевна Внукова и Карина Федоровна Герасимова дополнили мое понимание образа педагога.

Из школы в техникум за новыми возможностями

— Почему тогда вы перешли в педагогический колледж?

— К тому времени были достаточно устойчивые профессиональные позиции, я работала параллельно в Нижегородском институте развития образования и менять что-то не собиралась. Начинала думать о диссертации по педагогической психологии, писала статьи о психологии обучения младших школьников, получила сертификат областного экспертного совета на авторский технологический прием… Но, наверное, это судьба.

Ко мне в класс на практику приходили студенты с руководителями-преподавателями колледжа. И однажды меня попросили провести в колледже «несколько часов по психологии». Студенты попались вдумчивые и увлеченные, я увидела новые возможности — наверное, все это в совокупности и определило смену места работы. Там же я скорректировала сферу своих профессиональных увлечений в рамках педагогический психологии, сделав акцент на условиях формирования профессионализма. По этому направлению и защищала диссертацию.

— На сегодняшний день вы ведете пары у студентов?

— Да, продолжаю вести уроки психологии у студентов — будущих учителей начальных классов, правда, совсем немного — из-за высокой нагрузки по основной должности. Мне нравится живая работа со студентами, люблю активных, непоседливых и задающих много вопросов. С такими сложно, но интересно.

— О чем вы с ними беседуете?

— К сожалению, сейчас представление о задачах психологии в бытовом сознании несколько исказилось, и на первых этапах мне приходится развенчивать у студентов стереотипы и мифы в отношении психологии.

Мы говорим о том, что настоящий психолог не выпишет рецепт и сразу не предложит однозначный способ действия. Мы берем из психологических онлайн консультаций вопросы и ответы и анализируем их корректность. Показываем, что пособия в книжных магазинах из серии «Как заставить других подчиниться» не соответствуют задачам и ценностям науки. Ведь нужно не только сформировать у студентов объем знаний о фактах, механизмах и закономерностях развития психики, но показать, научить, как корректно и целесообразно, в интересах ребенка, партнера по общению использовать данную информацию.

Беседовала Ольга КУЗЬМИНА

Фото из личного архива Ирины Тухман

Оставить комментарий