Лариса Иванова: «Многие дети ищут в книге ответы на свои наболевшие вопросы»


27.05.21 12:00

27 мая в России отмечается День библиотек. Если верить интернету, то дата выбрана неслучайно: праздник приурочен ко дню основания в

Город Культура Молодежь Образование

27 мая в России отмечается День библиотек. Если верить интернету, то дата выбрана неслучайно: праздник приурочен ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России — Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки. А как обстоят дела в обычной дзержинской школьной библиотеке, корреспондент «Дзержинских ведомостей» решила узнать у заведующей библиотекой школы №27 Ларисы Ивановой.

Первые шаги на пути к интеграции

— Лариса Геннадьевна, сколько лет вы ведете библиотеку?

— Наша школьная библиотека существует с первого дня открытия школы, то есть с 1973 года. Я пришла в эту школу в 1998 году и уже 23 года заведую.

— Что вы сделали в первую очередь, придя работать в школьную библиотеку?

— Ремонт! Поскольку по образованию я не библиотекарь, то обустраивала библиотеку по своему представлению — какой она должна быть: уютной, удобной, обязательно с телевизором и видеомагнитофоном, с молодежными журналами, настольными лампами. Из маленького помещения мне удалось оборудовать небольшой зал для просмотра учебных фильмов (в библиотеке УНО была неплохая фонотека). У нас учителя стали проводить свои уроки. Дети сидели вплотную, а педагоги с удовольствием пользовались «новым форматом». То были первые шаги на пути к интеграции школьной библиотеки и образовательного процесса (в 2005 году под библиотеку было выделено новое помещение,- прим. О.К.).

— Поясните, пожалуйста, на кого же вы учились?

— У меня экономическое образование, я окончила торговый институт в Москве, долго работала товароведом в дзержинском промторге. И мне нравилась моя работа. Ровно до того момента, как началась частная торговля, когда «канули в бездну» инструкции и четкое понимание своего профессионального назначения. А работать в школе мне хотелось всегда.

— Откуда такое желание?

— Моя мама — учитель, ее отец тоже учитель, есть в нашей семье и другие родственники, всю жизнь отдавшие школе. Сколько себя помню, вокруг постоянно были разговоры об учениках, нагрузках, да и я весь день с мамой в школе проводила. Она на педсовете или с отстающими до позднего вечера сидела, а я в библиотеке читала, уроки делала.

Знаете, в детстве я хотела стать учителем математики, но родители отсоветовали: «Ищи хлебную профессию, не бери пример с нас». Мне очень хотелось учиться в Москве, выбрала торговый институт, который впоследствии и окончила, хотя поступить туда по тем временам было непросто: проходной балл — как в театральном институте…

— Как получилось, что вы стали заведующей школьной библиотекой?

— От судьбы не уйдешь (улыбается). Оба моих ребенка здесь учились, и я постоянно занималась с детьми из их классов: возила в поездки, праздники организовывала, мероприятия проводила. В общем, вечный председатель родительского комитета! И вот когда ставка библиотекаря в школе оказалась вакантной, директор предложил мне занять это место. Думала недолго. Я всегда была читающим человеком, школу, детей и учителей знала. Начала работать, втянулась, все было интересно.

Три Евгения

— Помимо прочего, вы являетесь руководителем Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) в Дзержинске. Что входит в вашу зону ответственности?

— Мы создали представительство в помощь городскому методическому объединению для информационно-методической поддержки школьных библиотекарей Дзержинска, распространения опыта инновационной деятельности, интегрирования отдельных библиотек в сплоченное библиотечное сообщество с хорошо налаженными коммуникациями и решения наших социально-профессиональных проблем. С Михайловских и Московских форумов РШБА привозим много новых идей для работы, делимся опытом наших коллег из разных регионов России.

Всегда ведь интересно посмотреть, чем живут школьные библиотеки из других республик, областей, городов и даже маленьких поселков. Недавно был случай: мне из Башкирии прислали газету со статьей об одном родственнике. Он был врачом, ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и геройски погиб. Я прочитала статью, перелистываю — на следующей странице информация о «Неделе детской книги Башкирии». И мне было так интересно узнать, что по большому счету наша работа мало чем отличается, хотя и живем в разных регионах страны. Очень приятно это ощущение единства!

— Как вы ориентируетесь в потоке современной литературы?

— Как читающий человек я отдаю предпочтение печатной книге. Покупать все подряд становится накладно — уж очень цены кусаются. Плюс с возрастом все больше начинаешь ценить время, и не хочется тратить его на чтение «наугад». Я себе взяла за правило приобретать и читать книги из шорт-листов литературных премий («Большая книга», «Русский Букер», «Книгуру» и другие). А уж книги-победители — это обязательно!

— Назовите своих любимых авторов.

— На данном этапе жизни мне нравятся три Евгения: Водолазкин, Рудашевский и Лавлинский.

Евгений Водолазкин — это писатель для взрослой аудитории, но у него есть замечательная повесть «Близкие друзья» о немцах, воевавших в Сталинградской битве. Она о том, как один из них в наше время приехал в Россию, как он хотел повторить свой военный маршрут в мельчайших подробностях. Книгу читаешь со слезами на глазах. Это повесть о дружбе, преданности, долге, надежде — общечеловеческих ценностях, независящих от национальности. «Близкие друзья» я бы читала старшеклассникам.

Евгений Рудашевский пишет для подростков. «Здравствуй, брат мой Бзоу!» о дружбе абхазского мальчика, который впоследствии уйдет на чеченскую войну, с дельфином, «Ворон» и тетралогия «Город солнца», где сын ищет отца на континентах по его собственным закодированным шифрам. Увлекательное, необычное чтение!

И третий Евгений — это, конечно, Лавлинский, более известный под псевдонимом Захар Прилепин. Когда иду читать старшеклассникам, всегда беру с собой его роман «Санькя» — там есть две отчасти автобиографичные главы о нашей погибающей деревне и похоронах отца, которые не могут никого оставить равнодушными. Дети слушают, буквально прижавшись к столу…

— Насколько мне известно, у вас есть персональный зарегистрированный экслибрис. Расскажите, что это такое и для чего он вам нужен.

— Три года назад Русская школьная библиотечная ассоциация проводила всероссийский конкурс экслибрисов, и я решила поучаствовать: посидела в графическом редакторе, попробовала, и у меня получилось! Но есть и предыстория. У моего деда (преподаватель истории, он пропал без вести в первые дни Великой Отечественной войны) тоже был свой экслибрис. Мама сохранила его книги, на каждой из которых стоит небольшой штампик с надписью: «Григорий Деев. Библиотека по истории». Вот и я решила продолжить начатое дедом, чтобы у детей и внуков осталась книжная память.

Увлечь чтением каждого

— Как понять, какая книга нужна современным детям? Вы ведь советуете им прочитать не только классику…

— Читающие дети приходят уже с запросом. С этой аудиторией работать проще. А вот увлечь чтением каждого пришедшего в библиотеку, постараться угадать, что нужно ребенку именно в этот момент, действительно сложно. Есть дети, которые столкнулись и с трагедиями, и с разладом в семье — им очень нужна поддержка. Книги лечат, помогают. Необходимость в поиске ответов на свои наболевшие вопросы есть не у всех, но, если помогу найти их хотя бы одному своему читателю — значит, я правильно выбрала профессию. Нужно знать душу каждого ребенка, а это не всегда получается.

— Что вы могли бы порекомендовать подростку?

— Очень много зарубежных и отечественных писателей касаются на страницах своих книг тем одиночества, непохожести на других, актуальной темы буллинга. У Стефана Каста есть великолепная книга «Притворяясь мертвым», где затронута тема мести. Она об американских подростках, которые ушли в лес слушать глухариное токование (это часть их проекта), выпили там, а один мальчик, как белая ворона, — отказался. Его зверски избивают, потом, испугавшись того, что сделали, и даже не поняв, что он еще жив, бросают в глухом лесу одного. Заканчивается книга непредсказуемо.

«Дневник плохой девчонки» Кристины Гудониты — история о девочке-подростке, которая своими безумными, чудовищными поступками загоняет себя в тупик, навлекая беду на других. Гудоните удалось точно изобразить эмоциональное состояние подростка с трудными родителями. Например, чувства одиночества и ненужности, которые заставляют девочку искать проблемы в себе.

Из российских авторов посоветую Марианну Гончарову. Ее книга «Тупо в синем и в кедах» рассказывает о выпавших на долю хорошей девочки испытаниях, да таких, что не каждый взрослый способен бороться, как эта Лиза… Книга заставляет читателей разных возрастных групп задуматься о хрупкости человеческой жизни, о любви и жестокости, о дружбе, чести и подлости, о том, что «ничего нет лучше обыкновенной жизни».

— Помню, когда я училась в начальной школе, на каждой перемене мы читали книгу о привидениях — и чем страшнее, тем больший интерес она вызывала. Есть ли такая книга у нынешних школьников?

— Заметила, что в последнее время младшие школьники увлеклись энциклопедией по анатомии человеческого тела для детей. Сидят на перемене, бурно обсуждают вопросы полового различия. И вот один четвероклассник говорит: «Лариса Геннадьевна, запишите книгу на меня. Я эту энциклопедию домой отнесу и отцу покажу, а то он мне все про какую-то капусту рассказывает»…

Беседовала Ольга КУЗЬМИНА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий