21 ИЮНЯ — ДЕНЬ КИНОЛОГА


17.06.21 05:00

В напарниках с Береттой В начале июня в Единую дежурную диспетчерскую службу города  Дзержинска поступило сообщение о том, что в

Без рубрики


В напарниках с Береттой

В начале июня в Единую дежурную диспетчерскую службу города  Дзержинска поступило сообщение о том, что в ДКХ может находиться взрывное устройство. На место происшествия тут же отправили службы экстренного реагирования. Был произведен обыск помещения, исход которого зависел от четвероногого сотрудника полиции — немецкой овчарки по кличке Беретта.

Собака-детектор

Беретте в конце мая исполнилось два года, год с лишним она уже служит в полиции. В кинологической службе Дзержинска всего пять собак: две из них — следовые, одна только учится брать след, одна работает на поиск наркотиков. В обязанности Беретты входит поиск взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

Родилась Беретта в питомнике Центра кинологической службы ГУ МВД России по Нижегородской области. В поселке Орловские дворики на Московском шоссе выращивают и разводят служебно-розыскных собак для органов внутренних дел.

Премудрости службы Беретта постигала в школе служебно-розыскного собаководства Министерства внутренних дел Российской Федерации в Егорьевске. Безусловно, не всякая собака годится для службы в полиции. Кто-то пугается выстрелов, кто-то не может работать на след, поэтому и существуют определенные градации и тестирования животных, дабы подтвердить их готовность к несению службы.

Тестировать служебных собак начинают с раннего возраста. Обязательна проверка социальной адаптированности — как собака ведет себя в толпе людей, определяют реакцию на выстрел, выясняют стремление защищать хозяина. По итогам тестов  кинологи могут определить, какие собаки пригодны к общерозыскному профилю, какие — к поиску взрывчатки или наркотиков. Очень много зависит от темперамента и от определенных данных служебного животного.

К поиску взрывчатки привлекают более уравновешенных собак: при обнаружении подозрительного предмета такая собака не должна лаять, внимание кинолога должна привлечь ее настороженная поза. В основе такой дрессировки лежит система Павлова, когда собаку поощряют кормом за правильно выполненное действие. И от кинолога зависит основной процент успеха.

Беретте в этом плане повезло, у нее в «мамках» чудесная девушка Динара Мамина, сержант полиции, сотрудник отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции города Дзержинска, для которой любовь к животным началась в раннем возрасте.

Любовь к собакам и лошадям

На службу в полицию Динара пришла не так давно, но о работе с животными мечтала с детства. Когда девочке было 9 лет, у нее появилась первая собака — американский питбультерьер. Пес достался Динаре уже достаточно взрослым — в возрасте 1,5 года, но Найда не знала даже элементарных команд. В своем прошлом собака принимала участие в боях и на других животных реагировала крайне агрессивно. Дина вместе с новым другом ходила в кружок юного кинолога, располагающегося на базе Дворца пионеров. На занятиях девочка училась грамотному общению с собакой, умению управлять поведением животного в различных ситуациях. В итоге Найда прошла весь общий курс дрессировки, научилась основным командам и даже приобрела охранно-защитные навыки.

«Жили мы на первом этаже, и Найда была ответственной за сохранность имущества, — рассказывает Динара. — Как-то вечером мама выгуливала Найду, и к ней прицепился незнакомый тип. Собака в этот момент лежала под лавкой. Пьяница, увидев оскал питбуля, поспешил уйти. Нередко замечали в квартире оборванные с окон шторы, возможно, кто-то ходил под окнами, собака чувствовала присутствие чужаков и прогоняла их лаем».

Найду усыпили в возрасте девяти лет — у собаки обнаружили рак груди. Динара очень долго переживала разлуку, искала утешение в лошадях и пропадала на конюшне. Частный конный двор располагался на поселке Свердлова, там Динара ухаживала за лошадками, чистила их, кормила, выводила на прогулки и зарабатывала при этом деньги, катая детей на городских праздниках.

Собаки после смерти Найды у девушки не было лет семь. А потом появилась Букля — серебристая хаски, и кончилась спокойная жизнь: «Вопреки мнению, что хаски не дрессируемы, Букля четко понимает команды работы в упряжке: «вправо», «влево», «стоять». Это неутомимые собаки, они идеальны для ездового спорта. С Буклей я неоднократно выступала на соревнованиях по байк-джорингу, когда пес тянет спортсмена на велосипеде. А самая лучшая зимняя забава для моей дочки — катание на «ватрушке», в которую запряжена Букля», — продолжает рассказ Динара.

Осенью 2019 года девушке на глаза попалось объявление о наборе в батальон патрульно-постовой службы города Дзержинска сотрудников-кинологов, и Динара решила рискнуть.

И друг, и коллега

«По образованию я лаборант-аппаратчик, об этом прямо заявила на собеседовании в полиции, но и не скрыла про любовь к братьям нашим меньшим, — вспоминает сержант полиции. — Конечно, ко мне отнеслись скептически, но на стажировку взяли. А после выдали восьмимесячную Беретту».

Из трех щенков, предложенных на выбор рядовому полиции Динаре Маминой, Беретта глянулась своим чепрачным окрасом. Беретту пришлось дрессировать дома из-за начавшегося весной 2020 года карантина в связи с пандемией коронавируса. Сама Динара при этом училась дистанционно на курсах школы служебно-розыскного собаководства, а с окончанием карантина напарники отправились на учебу в подмосковный Егорьевск.

Три месяца Беретта жила в вольере, Динара два раза в день навещала свою питомицу. За дни учебы собака научилась искать искусственные вещества, запах которых сродни запаху настоящей взрывчатки. Для этого выставлялись специальные высокие колбы, и если Беретта определяла нужную, садилась возле нее, то получала поощрение от инструктора. Такое обучение повторяется у Беретты каждый год и подтверждается сертификатом на право работы. А вообще срок службы собаки — 8 лет, но почти всегда собака остается со своим кинологом до конца, не работает, а живет в семье.

По словам Динары, Беретта не очень доверяет людям, она «дама с характером» и не каждому позволит себя погладить. Наверное, это и к лучшему, будет меньше отвлекающих факторов во время работы. А работа у кинологов выездная.

Последнее время в полицию Дзержинска с завидной регулярностью стали поступать звонки с подозрениями о заложенных взрывных устройствах в различных общественных местах. На каждый такой выезд Динара отправляется вместе с Береттой. Кроме выездов, девочки обследуют учебные заведения перед важными экзаменами или началом учебного года.

«В начале июня поступил вызов на выезд в ДКХ. Собака вне службы находится дома, даже если я на дежурстве. В тот день я забрала Беретту, мы с ней обошли весь дворец, но ничего обнаружено не было. Кстати, вызовы имеют цикличный характер, повторяются в моменты обострения у людей с психическими заболеваниями. Но тем не менее каждое сообщение должно быть тщательно проверено, и здесь полагаешься только на своего четвероногого напарника. Беретта — моя бессловесная коллега, ее глаза иногда выражают намного больше, чем слова людей», — откровенничает сотрудник полиции.

Родные Динары поначалу с тревогой отнеслись к таким переменам в карьере, мама до сих пор переживает, когда сержант уходит на задание со своей напарницей. Да и Букля с недоумением приняла нового жильца в доме, конечно, показала, кто здесь главный. Правда, сейчас иногда позволяет Беретте подъедать из своей тарелки.

«С животными мне общаться проще, чем с людьми: я могу предугадать каждый шаг своего питомца, иногда кажется, что читаю их мысли, — улыбается Динара. — Мои животные — это часть семьи, мои дети. И в поговорку, что собака похожа на своего хозяина, верю, хотя со своими собаками этого не замечаю. Пришло понимание, что я на своем месте, жалею, что не попала на службу в полицию раньше. Есть желание получить погоны, учиться дальше, ведь с Береттой у нас еще все впереди».

Ольга СЕРЕГИНА

Фото из личного архива Динары Маминой

Оставить комментарий