Газета Творчество
24.07.21

Фантастический реалист

Александр Рудаков – один из известных и колоритных живописцев нашего города. Стал профессиональным художником, живущим на доходы от продажи своих работ, после 12 лет работы на одном из химических заводов. Известен своими пейзажами и полотнами в стиле спейс-арт. А еще Рудаков много пишет город своего детства – Дзержинск 60-х и 70-х годов.

Сашка-художник

– Александр Владиславович, как вы стали художником?

– В детстве проявлял большой интерес к изобразительному искусству. Родители, заметив, как много времени я уделяю рисованию, в 8 лет отдали меня в художественную школу. В то же время я увлекся чтением фантастических рассказов, что моментально отразилось на рисунках – на смену пейзажам пришел величественный космос. Это ведь очень глобальная тема для ребенка, задающего вопросы: какие тайны скрывает небо, есть ли марсианская жизнь, какая она. Свои ответы я изображал на бумаге. С 1980 по 1982 год проходил срочную службу в Советской армии в Германии. И там занимался рисованием: расписывал армейские альбомы, чемоданы, писал портреты сослуживцев – друзья восхищались. За время службы, кстати, получил прозвище «Сашка-художник». В Германии впервые почувствовал гордость за свое творчество.

– Однако вы бросили художественную школу и не учились в художественном училище. Выходит, вы самоучка?

– Читал книги по живописи, занимался самообразованием. Мне дали очень хорошее издание чешского профессора живописи, где говорилось, как выбирать, натягивать и грунтовать холсты, с чего начинать писать картину и чем заканчивать. Осознал себя художником в 1987 году, когда три мои работы на фантастические сюжеты попали на всесоюзную художественную выставку в Нижнем Новгороде. Отбором картин занимались члены союза художников, которые отдавали предпочтение работам, написанным в реалистическом ключе. Мне тогда сказали: «Зачем ты этим занимаешься, это же чуждое нам буржуазное искусство!».

На вольные хлеба

– С одной стороны, чуждые, с другой – мы же тогда активно осваивали космос, поэтому фантастику не гнобили почем зря. Да и космонавт Алексей Леонов фантастические пейзажи тогда активно писал. И чем же закончилось ваше участие во всесоюзной выставке?

 – Во-первых, я получил медаль лауреата фестиваля. Во-вторых, я принял решение уйти с завода «Корунд», где проработал 12 лет, на вольные хлеба и посвятить себя творчеству. Двадцать пять лет, зимой и летом, в любую погоду, я ездил продавать свои картины на Большую Покровскую в Нижнем Новгороде. Лет 10 назад моя вторая супруга забрала меня оттуда, пообещав продвигать в питерские и московские галереи.

– Давайте расскажем нашим читателям, что такое художественные галереи.

– Художественные галереи – это помещение, где выставляют и продают картины. В столичных галереях цены, естественно, выше, чем на улице. И уровень работ в салонах выше. На улице порой выставляют работы в стиле «как сумел, так и сделал». А в галерею работы тщательно отбирают.

Под крылом

– Нашел в интернете о вас: «В творчестве мастера уникальным образом сочетаются два совершенно разных стиля – пейзажи и фантастика спейс-арт, сюрреализм, фэнтези». Все верно?

– Да, это так. Сейчас пробую новый художественный метод – резен-арт. Проще говоря, заливку смолой. Дочь увидела в интернете и посоветовала. По большому счету, это интерьерная живопись. Очень перспективный жанр.

– Есть мнение, что пейзаж – это такая штампованная живопись на потребу публике. Не согласны?

– Если возьмем то, что выставляется на Покровке, – наверное, да. Там много изъезженных сюжетов, которые нравятся массовому зрителю. Но, обратившись к классике, вспомним, что Иван Шишкин для своего времени был новатором. Тогда популярна была так называемая ландшафтная живопись с романтическим далями, горами и так далее. А Шишкин начал писать дремучие леса. Его и Айвазовского в свое время много ругали за отход от живописных канонов. Зато сейчас и Шишкин, и Айвазовский – одни из самых дорогих русских художников на западных аукционах.

– Пейзажи, наверное, лучше продаются, чем фантастика?

– Фантастика, конечно, продается тяжелее. Но мне самому очень нравится работать в этом жанре. Художников-фантастов в России не так уж и много. Количество ценителей фантастики, готовых покупать такие картины, тоже невелико. Кстати, мои фантастические пейзажи несколько раз публиковались в очень популярном в советское время журнале «Техника – молодежи». Один раз я выставлялся в городе Королев в Подмосковье. В филиале ракетно-космической корпорации «Энергия» проходила выставка, приуроченная к русско-американской программе освоения Марса.

– Если вы сейчас со своими работами приедете на Покровку, то…

– …там их не купят за те деньги, которые хотелось бы получить. Для себя считаю, что вышел на другой уровень исполнения. Хорошие художники давно перебрались под чье-то крыло либо их работы висят в галереях.

Любой каприз

– Трудно ли писать картины на заказ? Некоторые художники не умеют и не хотят этим заниматься. Вы же пишете картины на заказ, вплоть до свадебных картин. Любой каприз за ваши деньги?

– Бывают очень дотошные заказчики. «Вот здесь нарисуйте деревья, как вы умеете, на заднем плане – реку, вот здесь цветы – только обязательно такие, такие и такие-то» (смеется). Сделал, как просили. Остались довольны друг другом. – «Знаменитый фантаст и художник Александр Рудаков за 30 лет своей работы написал около 3 тысяч картин, реализованных в России и за рубежом – Китай, Монголия, Польша, Чехия, Словения, Германия, США и Португалия». Откуда информация, в какую страну попала ваша работа? – Когда продавал картины на Покровке, всегда спрашивал у покупателя, откуда он приехал. В 90-е годы иностранцы ходили по Нижнему Новгороду толпами. Россия была в диковинку. Картины отечественных художников – тоже.

– Вы патриот своего города?

– Конечно. Кстати, заочное отношение нижегородцев к Дзержинску несколько снисходительное, в основном из-за экологии. Привез я как-то в наш город художников из областного центра. Они были удивлены тому, какой Дзержинск красивый, большой и современный. Наш город больше по численности населения соседнего Владимира и многих областных городов России.

– Вы просто певец старого Дзержинска. Как в известном телефильме «По семейным обстоятельствам», ваши картины имеют не только художественную, но также историческую ценность. Кинотеатр «Юбилейный», которого больше не существует, кинотеатр «Родина», ресторан «Ока» и так далее. У вас есть серия «Городские пейзажи». Почему?

– Я писал город своего детства. Детские воспоминания остаются на всю жизнь. Сходить в ресторан раньше было праздником, событием, к которому готовились и о котором вспоминали. Так же, как и в кино. Пейзажи родного города нравятся очень многим. Скорее всего, буду продолжать в том же духе.

Сергей АНИСИМОВ

Фото из личного архива Александра Рудакова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий