26 сентября отмечается Всемирный день здоровья окружающей среды. В нашем городе уже много лет живет и работает педагог, посвятившая всю свою жизнь пропаганде гармоничного сосуществования человека с природой, бережного отношения к окружающей среде, воспитанию экологии души. Какое отношение воспитание самого себя имеет к окружающей природе, корреспонденту «Дзержинских ведомостей» рассказала педагог дополнительного образования Эколого-биологического центра Лариса Владимировна Белова.
Часть экологической системы
– Экология души. Звучит как-то непонятно и совсем не ясно, как это может быть связано с заботой о природе.
– Наоборот, все очень логично и взаимосвязано. Экология – это же не только окружающая природа, но и человек, являющийся неотъемлемой частью экологической системы. И от того, как он будет вести себя внутри этой системы, зависит очень многое.
Долгое время нас воспитывали на примере тургеневского Базарова: природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Получалось, что каждый творил в этой мастерской все, что хотел. А ведь окружающий мир очень хрупок, сегодня мы это не просто понимаем, но и видим на примере глобальных климатических изменений.
Поступки же человека диктуются его внутренним состоянием.
Миссия педагогов – донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить его богатство для будущих поколений.
– Откуда такая философия? Вы биолог? «Зеленый» со стажем?
– Честно говоря, к такому миропониманию я пришла не сразу. Как и многие дзержинские мальчишки и девчонки училась, ходила в кружки, была безмерно увлечена творчеством и мечтала стать художником. Но в какой-то момент засомневалась в выбранном пути, решающим было мнение мамы. Она сказала, что видит меня в медицине. По ее совету я поступила в Горьковское медицинское училище, по окончании которого пришла во вторую городскую больницу, где проработала с 1988 до 1999 года в отделении пульмонологии медсестрой широкого профиля. В конце 90-х в центре валеологии познакомилась с Фелицатой Николаевной Маркиной, которая впоследствии стала моим наставником. Эта встреча перевернула мою жизнь.
Из медиков – в педагоги
– Что такое валеология?
– Это наука на стыке педагогики и медицины. Ее главная задача – здоровьесбережение в самом широком смысле слова: от обучения простейшим психологическим приемам саморегуляции до профилактических мероприятий.Валеология также развивает индивидуальность, помогает понять человеку себя, обрести к себе уважение. Другими словами, это наука о том, как сохранить себя и свою психологическую целостность.
Именно тогда я поняла, насколько важно правильно выстраивать отношения с окружающим миром. Новые методы работы, новый гармоничный мир – все это настолько меня захватило, что даже окружающие попали под мое влияние и тоже стали внимательнее относиться к своим словам, поступкам, поведению.
– Как же из центра валеологии вы попали в Эколого-биологический центр?
– В 2000 году я ушла в декрет. Спустя некоторое время я узнала, что Центр валеологии реорганизуют путем присоединения к Эколого-биологическому центру. Поскольку в Центре валеологии я работала как медик,
сначала подумала, что места для меня не будет, и готовилась вернуться в больницу. Но Фелицата Николаевна уговорила попробовать свои силы на новом поприще. Я получила необходимую педагогическую квалификацию и с 2004 года работаю в одном из самых замечательных учреждений города – Эколого-биологическом центре.
– Пришлось поменять направление деятельности?
– Нет. Все то, чем я занимаюсь в Эколого-биологическом центре, является продолжением моей жизненной философии. С младшими ребятишками мы работаем по программе «Расти здоровым». Мы говорим о том, как нужно правильно питаться, какие здоровые привычки нужно воспитывать в себе, чем вредны гаджеты, почему важно бережно относиться к окружающей среде. И, конечно, участвуем во множестве конкурсов, посвященных экологическим и здоровьесберегающим темам. Все это воспитывает у ребят ответственное отношение к себе и своим поступкам, позволяет по-новому посмотреть на окружающий мир и природу. Согласитесь, очень важное качество для современного человека.
Экологическое волонтерство
– Чему учите старших школьников?
– Со старшими ребятами мы работаем по программам волонтерства. Не могу не отметить, что волонтерское движение в ЭБЦ появилось одним из первых в городе. Накопленный годами опыт позволил нам организовать общегородскую Школу волонтерства, где мы учим ребят разрабатывать идеи, писать программы и проекты по основам волонтерской деятельности и их реализовывать.
А все начиналось с агит- бригады «Зеленая трибуна». Ребята готовили интерактивные программы и выступали с ними на всевозможных городских и областных мероприятиях. Причем спектр тематических выступлений мог быть разным: пропаганда здорового образа жизни и отказ от вредных привычек, призыв к бережному отношению к природе, изучение окружающей среды, проблемы наркомании, ВИЧ и СПИД. Со временем к выступлениям добавились участие в творческих конкурсах, организация праздников, игр и собственных проектов. Уверена, что многие помнят День птиц, который мы проводили до пандемии для старшеклассников. А квест для младших школьников «Берендей спешит на помощь», который мы проводим в дендрарии, кстати, стал победителем Всероссийского конкурса «Волонтеры могут всё».
– Но ведь волонтерство это не только плакаты, рисунки, фотографии, агитвыступления, но и практические дела.
– Совершенно верно. Я всегда говорю ребятам, что нужно быть очень внимательными к своим мыслям и словам. Об этом у нас был отдельный большой проект «Сила слова», во время которого мы обращали внимание старшеклассников на то, как важно окружить себя чистой и правильной речью. Чистая эмоциональная среда порождает добрые поступки и наоборот. Мы учим детей мыслить и действовать в позитивном направлении. А положительные мысли непременно перерождаются в добрые поступки. Наши ученики регулярно участвуют в экологических акциях, субботниках, мероприятиях по благоустройству города. Мы наводим порядок в дендрарии, на берегах Святого озера, лесопарковых зонах, сажаем деревья.
Отдельная тема – сотрудничество с социальным центром «Покров» в рамках Пасхальных дней милосердия. Наши воспитанники с огромным удовольствием выезжают с интерактивными программами к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это общение обогащает и наших детей, и приносит радость малышам, ограниченным в передвижении.
– В этом году вы стали волонтером-800. Вместе с ребятами или это личная инициатива?
– Понимаете, активная жизненная позиция – это образ жизни. Вовлекаясь в значимые общественные мероприятия, уже не можешь остановиться: всё становится интересным, и ты уже хочешь быть не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником важных событий. Поэтому, конечно, когда я узнала о наборе волонтеров-800, сразу подала заявку, прошла обучение и, к моей радости, попала в основной состав волонтерского корпуса.
Вместе со мной волонтерами-800 стали мои коллеги и ученицы. Одна из них – Алина Русакова, победительница первого Всероссийского конкурса «Большая перемена». Алина разработала замечательный проект о том, как сделать интересными и здоровьесберегающими перемены в школе.
Мы все очень радовались, когда узнали, что она стала финалисткой этого замечательного проекта. И, конечно, эта активная девочка не могла остаться в стороне от 800-летия Нижнего Новгорода. Было очень приятно волонтерить вместе и оказаться в гуще праздничных событий.
Я верю, что человек действительно может сделать окружающий мир лучше, принести в него частичку света, добра, своей доброй энергии. Все зависит от нас: остаться равнодушными наблюдателями или же пойти по пути созидания.
Евгения МАКАРОВА
Фото Руслана Лобанова и Ларисы Беловой