Газета Доска почета
26.11.21

Классная мама

В одном из пабликов в социальных сетях родители учеников 1 «А» 17-й школы, рассказывая о недавно прошедшей семейной спартакиаде, с гордостью написали: «Мы – первоклашки, а наша классная мама – Лилия Викторовна Самсонова».

Не каждый классный руководитель может похвастаться тем, что спустя всего два месяца обу-
чения и дети, и родители признают учителя своим лидером, да еще и наградят самым теплым словом – «мама». На днях корреспондент «Дзержинских ведомостей» побывал в гостях у одного из лучших педагогов города и попытался узнать: в чем секрет педагогического мастерства.

Выбор был предопределен

Лилия Викторовна родилась и выросла в Дзержинске. Пока жила вместе с родителями на улице Ватутина, ходила в школу №5, после переезда перешла в 13-ю школу, которую и закончила в 1988 году.

«Мне всегда очень нравилось организовывать какие-либо мероприятия, – вспоминает ныне именитый учитель начальных классов. – Сначала в пятой школе возглавляла шефский сектор, потом была председателем совета дружины. Когда перешла в школу №13 и вступила в комсомол, вернулась к шефской работе, которая приносила огромное удовольствие: в дни самоуправления или в праздники мы заменяли учителей, вели уроки; организовывали для своих подопечных праздники, развлекательные программы, игры. Поэтому сомнений в выборе профессии у меня никогда не было».

Правда, в старших классах у молодой девушки произошли серьезные разногласия с учителями. Будущая выпускница мечтала стать учителем русского языка и литературы, а педагоги настаивали на том, что главное призвание Лилии – работа с малышами. Ни у кого из комсомольцев не получалось так легко и просто увлечь учеников начальной школы, завладеть их вниманием, придумать что-то интересное, объяснить так, что все всё сразу понимали. Лиля уступила и подала документы в Дзержинский педагогический колледж, репутация которого всегда была на высоком уровне, что тоже сыграло не последнюю роль в выборе образовательного учреждения.

«Оглядываясь на те времена, я с благодарностью вспоминаю своих учителей. Это был действительно очень сильный педагогический коллектив. Многие из нас закончили колледж с красным дипломом, что, конечно, придавало молодым учителям уверенности в своих силах», – рассказывает Лилия Викторовна. При этом она замечает, что ни во время учебы, ни при прохождении практики у нее не возникало ни доли сомнения в правильности выбранного пути. Работа очень нравилась, и хотелось побыстрее применить полученные знания на практике.

В 1990 году 19-летняя выпускница ДПК получила направление в школу №17, где, кстати, работает до сих пор. «Мне сразу дали третий класс, – с улыбкой рассказывает педагог, – с которым многим учителям было сложно работать, но я смогла найти общий язык и с детьми, и с родителями – ровесниками моей мамы, у которых были вторые и поздние дети. Но они увидели в молодом специалисте заботу, ответственность и любовь к их детям. Я эту поддержку чувствовала, что, впрочем, не мешало мне с позиции учителя выставлять свои требования. Вслед за родителями как-то сами собой сложились отношения и с учениками. Это был очень дружный класс, и я знаю, что они до сих пор поддерживают друг с другом связь».

На вопрос о том, что помогло выстоять в 90-е, когда учителям задерживали зарплату и многие ушли из профессии, Лилия Викторовна смеется: «В 1992 году я ушла в декрет за сыночком, и все прошло мимо меня». И тут же серьезно добавляет: «Меня на протяжении всего педагогического пути сильно поддерживает семья. В любые сложные минуты муж напоминает, что профессия учителя в любые времена пользуется уважением, и он тоже испытывает за меня гордость. Все домашние видят, как я люблю свое дело, как мне оно нравится, как окрыляет, поэтому делают все, чтобы я осталась на любимой работе».

Главный секрет – родители

«Начальная школа – особенный и очень важный период в становлении личности каждого ребенка, – размышляет Лилия Викторовна. – Как семечко, однажды посаженное в землю, он растет на твоих глазах. Из робкого несмышленыша, впервые переступившего порог школы, превращается во взрослого рассудительного четвероклассника, готового отстаивать свое мнение, совершать осмысленные поступки, постигать уже более сложные науки».

И невозможно не вкладывать душу и сердце в воспитание, взращивание лучших качеств, формирование личности – по-другому никак не получается. Потому что малыши требуют обучения грамоте и счету, хорошим манерам и этикету, также в них нужно стимулировать эмоциональный интеллект, умение видеть прекрасное, чувствовать справедливость, развивать способности, заложенные природой.

«На самом первом родительском собрании я говорю родителям о том, что помимо изучения школьных предметов у нас будет бурная общественная деятельность: мы ходим в театры, ездим на экскурсии, устраиваем внутриклассные праздники и соревнования, принимаем участие практически во всех городских конкурсах, – рассказывает педагог. – Каждому ребенку нужны время и условия, чтобы раскрыться. И все мероприятия, которые мы проводим, направлены на то, чтобы зажечь «звездочку»: кто-то успешен в спорте, кто-то хорошо рисует или поет, для кого-то ведущим фактором становится любознательность и поисковая деятельность. И я не устаю повторять родителям, что в минуты успеха очень важно, чтобы мама и папа были рядом, чтобы они поддержали и порадовались. Это окрыляет».

Вообще, Лилия Викторовна считает работу с родителями такой же важной, как воспитание и обучение первоклассников. Если мамы и папы поверят в своего учителя, увидят, сколько он сил и души вкладывает в развитие детей, сплочение класса, оценят это и проникнутся общим энтузиазмом, половина успеха в кармане.

«Иногда родители удивляются и спрашивают: надолго ли меня хватит, – с улыбкой говорит Лилия Викторовна. – А это мой обычный ритм, и будет ли продолжаться такая активная работа, во многом зависит от мам и пап. Они – моя главная опора и поддержка».

Конечно, не всегда бывает гладко, именно поэтому в первые же дни нового учебного года Лилия Викторовна предлагает мамам и папам самим выбрать, в каких мероприятиях они хотели бы принять участие. И, хоть и не часто, но бывает, что родители категорически отказываются от любого присутствия в жизни класса. Но, говорит педагог высшей категории, со временем все заряжаются позитивным настроем и нескончаемым движением вперед.

Поэтому уже никто не удивляется, когда класс Лилии Викторовны снимает целиком зрительный зал театра кукол – чтобы спектакль вместе с детьми увидели мамы и папы; когда из туристического похода возвращается не 10-15 энтузиастов, а 90 человек, включая бабушек и дальних родственников, а само мероприятие превращается в большое приключение.

Учитель – это факел

Лилия Викторовна считает, что договориться можно с любым ребенком. И когда педагог становится авторитетом, он уже не может позволить себе подвести своих подопечных плохим настроением, грубостью, раздражительностью, несправедливостью, небрежностью в одежде или поведении. Учитель начальных классов подобен ярко горящему факелу, на который все равняются и за которым идут.


У многих привычки, сформированные первым учителем, остаются на всю жизнь.

«Помню, в начале 90-х у меня был один сложный ребенок и еще более сложные родители, – рассказывает учитель. – Несмотря ни на что, мы брали этого мальчика в театр и на все наши мероприятия. Примерно через полгода я заметила, что изменилось отношение к школе у мамы, папа стал незаменимым помощником в классе, когда требовались мужские руки. А недавно я встретила этого ученика в кукольном театре, куда он привел своих дочек. «Видите? Это вы, ваша школа», – сказал он мне тогда».

Между прочим, театр в классе Лилии Самсоновой имеет намного большее значение, чем просто развитие эстетического вкуса и интеллигентности. Куклы, перчаточный театр, в которые с удовольствием играют и мальчишки, и девчонки, позволяют детям обрести в себе уверенность, развивают речь, раскрепощают. Настолько, что маленькие артисты могут выступать даже перед учениками других школ.

Памятуя о своем увлечении русским языком и литературой, много лет назад Лилия Викторовна присоединилась к творческой площадке по развитию речи учащихся начальной школы в Нижегородском институте развития образования.

Инновационные методики, которые разрабатывают в институте и которые педагог применяет в своей работе, несомненно, дают плоды. Ежегодно воспитанники Лилии Викторовны Самсоновой занимают призовые места в олимпиадах по русскому языку, дети становятся победителями Рождественских чтений, творческих и интеллектуальных конкурсов регионального и всероссийского уровней.

В год 90-летия Дзержинска именно ролик учащихся школы №17 занял первое место и демонстрировался в эфире местного телевидения. Чтобы рассказать обо всех успехах и достижениях, потребуется отдельная статья – так их много. Но грамоты и дипломы, подчеркивает педагог, – не самоцель. Главное – интерес и развитие.

Стабильно высокий результат учителя оценили и на профессиональном уровне. В 2008 году Лилия Самсонова вошла в число призеров педагогического конкурса «Профи» в номинации «Самая классная классная», в 2017-м ее наградили Почетной грамотой министерства образования Нижегородской области, а в прошлом году педагога 17-й школы выдвинули на Городскую доску почета.

«В нашем классе есть такая традиция: на день рождения желать имениннику оказаться на школьной доске почета, – приоткрывает секреты школьной жизни Лилия Викторовна. – И когда мои дети узнали, что мое фото окажется на Городской доске почета, их восторгу не было предела: учитель не просто учит стремиться к высокому результату, но своим примером показывает, что это возможно. Для всех нас это был, конечно, большой подарок. Подарок, который вдохновляет и придает сил для новых свершений».

Евгения МАКАРОВА

Фото из архива

Л. Самсоновой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий