«Ход» на миллион


16.12.21 01:26

«Ты должен в этой жизни выиграть миллион, чтобы к тебе стали относиться чуточку лучше», – полушутя-полусерьезно говорит победительница Всероссийского конкурса

Газета Образование Общество

«Ты должен в этой жизни выиграть миллион, чтобы к тебе стали относиться чуточку лучше», – полушутя-полусерьезно говорит победительница Всероссийского конкурса студентов «Твой ход». Как «обменять» свои знания на деньги? Как сделать «ход» на миллион? Рассказывает студентка НИУ «Высшая школа экономики» Татьяна Дряхлова.

«Когда все идеально»

Чтобы в студенчестве сделать «ход» на миллион, лучше начинать «просчитывать» его со школьной скамьи. Проще говоря –  следуя заветам вождя русской революции, нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Что и делала ученица 71-й школы, начиная с первого класса. В то время как некоторые ее сверстники гуляли, крутили первые юношеские романы, Татьяна упорно «грызла» гранит науки и искусства.

«Конечно, приходилось чем-то жертвовать, – философски замечает девушка. – Но я об этом не жалею. Зато теперь я учусь в одном из престижнейших университетов страны. Наверное, не корректно так говорить, но, выезжая на какие-то мероприятия, я чувствую разницу подготовки студентов из «вышки» в сравнении со студентами из других вузов».

Татьяна всегда была круглой отличницей. Постоянно участвовала в олимпиадах разных уровней – по литературе, русскому и английскому языкам. Кроме того, была успешной ученицей художественной и музыкальной студий 7-й школы искусств. Олимпиады по сольфеджио, истории искусств, конкурсы исполнительского мастерства – все ей было по силам. Одно время серьезно намеревалась стать врачом: хирургом или стоматологом. Но не задались отношения с физикой и биологией. И в итоге девушка поступила на факультет менеджмента НИУ ВШЭ.

«Я стремлюсь участвовать в разных конкурсах, это полезно для портфолио, – говорит Татьяна Дряхлова. – На сайте changellenge.com решаю кейсы* от разных компаний. Учусь на практике применять полученные знания: создавать модели, находить идеи, решения. Одно из моих последний достижений – участие в научно-исследовательской конференции iCare, где мой доклад отметили и предложили опубликовать в рецензируемом журнале. Тема – массовый престиж бренда Apple. Я проводила исследование, полгода данные собирала».

«Мне повезло трижды»

«Мне повезло трижды, – говорит про «Твой ход» победительница всероссийского конкурса. – Первый раз тогда, когда я не пропустила это письмо в почте, подала заявку и, можно сказать, запрыгнула в последний вагон. Ведь конкурс рассчитан на студентов 1-4 курсов: в следующем году я бы не смогла в нем принять участие».

Первый этап был заочным: на платформе конкурса участники проходили специальные тесты, решали кейсы от различных компаний, выбирая интересное для них направление. По его итогам были отобраны полуфиналисты. Полуфинал Приволжского федерального округа, куда поехала и Татьяна Дряхлова, состоялся в октябре в Казани.

«Там мы работали в командах, которые были собраны случайным образом, – рассказывает Татьяна. – Решали поставленные перед командой задачи. За нашей работой наблюдали фасилитаторы**. В первый день они по каким-то критериям отмечали признаки нашего поведения, а уже на второй день давали каждому члену команды определенную роль. Ролей было восемь, моя называлась «лидер сообщества». И уже после этого оценивали, как мы, решая задачу, проявляем себя именно в этой роли».

Проходной балл в финал был 408, студентка из Дзержинска набрала… 399. И попала в список резервистов: на случай, если кто-то из финалистов не сможет поехать. Здесь Татьяне повезло во второй раз: буквально за два дня до финала ей позвонили и пригласили в Сочи! «Это был настоящий экстремальный тайм-менеджмент, – смеется девушка. – За эти два дня, при том, что каждый день у меня было по четыре пары, нужно было купить билеты, собрать чемодан, сдать ПЦР-тест, подготовить все необходимые для конкурса документы. А я ведь до этого еще никуда без родителей не ездила и на самолете ни разу не летала».

В последние дни осени финалисты «Твоего хода» строили в Сочи университет будущего. Там были необычные факультеты (с деканами, профессорами и экспертами), такие как «карьера», «путешествие», «наука», «факультет устойчивого развития», «факультет психологии отношений». Татьяна Дряхлова выбрала «факультет особых возможностей», потому что, готовясь, решала кейсы от компании «Моторика», которая занимается изготовлением протезов. «Основная мысль, которая здесь транслировалась, – это то, что мы не должны считать людей с ограниченными возможностями какими-то особенными, – говорит девушка. – Они должны учиться в обычных школах, вузах. Им должно быть комфортно в окружающей среде, у них должна быть такая же яркая и насыщенная жизнь».

Каждый факультет «бросал» свой мега-вызов. Он делился на команды – по десять человек, которые создавали свой бизнес-проект.

Победители конкурса оценивались по многим параметрам. Учитывались и бонусы всего факультета, и качество защиты бизнес-проекта, но все же основная часть оценки давалась именно за личностные качества, проявленные в команде. И здесь Татьяне Дряхловой повезло в третий раз: ровно половина участников ее команды стали победителями конкурса, и она – в том числе!

«Сначала одного молодого человека назвали из нашей команды, – вспоминает девушка, – потом другого. Я так радовалась за них: ну, думаю, красавчики! А уж когда озвучили мою фамилию!.. На сцене ребята обнимались, плакали, смеялись, звонили родителям: «Мама, я выиграл миллион!».

Большие возможности

Проект, за который Татьяна Дряхлова получила миллион и экскурсионный тур по России (она выбрала Сахалин), называется «Дружелюбный вуз». Его цель – оценивать доступную среду в вузах на уровень дружелюбности к людям с ограниченными возможностями. И не только в плане физического оснащения, но и психологического комфорта. Причем подразумевается не какой-то формальный подход, с отписками-отчетами от руководства, а именно мнения студентов и самих людей с ограниченными возможностями. По итогам проверки вузам предполагается выдавать рекомендации по повышению (если есть необходимость) уровня дружелюбности.

«Я не так радуюсь деньгам, как тем впечатлениям, которые подарил конкурс! – признается Татьяна. – Я посмотрела на мир совершенно другими глазами. Конечно, наш проект «Дружелюбный вуз» мы не бросим: договорились с ребятами, что будем его дорабатывать и потихоньку воплощать в жизнь каждый в своем городе».

На вопрос, куда она направит выигранный миллион, Татьяна шутливо отвечает: «Нам сказали, что их можно потратить на все. Если серьезно, то список ограничен – обучение, запуск собственного стартапа или улучшение жилищных условий. Пока торопиться не буду, есть время подумать, но, скорей всего, направлю эти деньги на образование: хочу поступить в магистратуру в Москве. Ну а если получится пройти на бюджет (пока я иду на красный диплом, но боюсь загадывать), то все равно найдутся курсы, которые будет интересно пройти. Не зря сегодня так популярен слоган «Россия – страна возможностей!». Теперь я это точно знаю. Главное – держать руку на пульсе, верить в свой успех и двигаться только вперед!»

«Твой ход» – Всероссийский конкурс для студентов от платформы «Россия – страна возможностей», в рамках которого участники проходят обучающие конкурсы от партнеров, учатся создавать и развивать проекты, постигают тонкости командной работы, пробуют свои силы в новой специальности.

Финал первого сезона конкурса проходил в Парке науки и искусства «Сириус» в городе Сочи.

Всего в нем приняли участие более 1000 человек из 76 регионов России, в том числе 15 студентов из Нижегородской области. 

Призы победителей конкурса (а это 200 человек) – денежная премия в размере 1 миллиона рублей и большое путешествие по России.

Пятидесяти вузам, отправившим на финал конкурса «Твой ход» наибольшее количество участников, были вручены гранты в размере 2,5 миллиона рублей.

Справка

*Кейс в маркетинге – это развернутое изложение о проделанной работе и решении проблемы. В кейсах описываются задачи, предложенные решения, этапы работы, препятствия, результаты. Хороший кейс – это не сухое перечисление фактов, а увлекательная история.

**Фасилитатор – человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.  С групповой точки зрения фасилитатор – тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из личного архива Т. Дряхловой

Оставить комментарий