В шестидесятые и семидесятые годы посещение кинотеатра было событием. Если кинофильм пользовался популярностью, то нужно было постоять в очереди или перед сеансом сходить в буфет
В детские годы мне запомнился английский кинофильм «Смех в раю», точнее остались в памяти отдельные сцены и общее ощущение веселья. Недавно я нашел этот кинофильм в интернете и получил большое удовольствие, при этом не знаю от чего больше: от фильма или от воспоминания о давнем посещении кинотеатра. В молодости я посмотрел в этом кинотеатре гениальный кинофильм Андрея Тарковского «Зеркало».
Под конец уходящего века здание «Ударника» было переделано в ночной клуб «Дарни», которого тоже уже нет. Но я очень рад, что само строение сохранилось в почти первозданном виде хотя бы снаружи.
У нас любят говорить об истории, о традиционных ценностях, но, к сожалению, в разные годы в нашем городе был снесен дом, где жил изобретатель радио А.С. Попов, перестроен в торговый центр дворец культуры «Корунд», на сцене которого выступал Мстислав Ростропович.
На стене бывшего кинотеатра «Ударник» находится мемориальная доска, а на ней – имена выдающихся людей, которые в разное время выступали в этом кинотеатре. Сегодня мне хотелось бы вспомнить два имени – кинодокументалиста Романа Кармена и писателя Льва Кассиля.
Человек, запечатлевший эпоху
Роман Кармен стоял у истоков советского документального кино, можно сказать, был его создателем. Он рано осознал свое призвание: уже в 1927 году его фотоработы были высоко оценены на выставке «10 лет советской фотографии». Роману Кармену в то время едва исполнился 21 год.
Судьба выдающегося мастера была полна ярких событий, но, пожалуй, самым памятным временем в его жизни были годы гражданской войны в Испании между республиканцами и франкистами, то есть сторонниками будущего диктатора Франко. Благодаря Роману Кармену мы можем посмотреть уникальные съемки тех военных лет. На стороне республиканцев сражались интернациональные бригады, в которых участвовали выдающиеся люди того времени. В одной из таких бригад воевал Эрнест Хемингуэй. Позднее об этих событиях он написал великий роман «По ком звонит колокол».
В Испании Роман Кармен познакомился и подружился с Эрнестом Хемингуэем. Позже Кармен сожалел, что не записал в точности разговоры с американским писателем: «Почему не было тогда ощущения, что встречи с этим человеком, с простым собеседником, радушным хозяином номера «Флориды», станут бесценным воспоминанием? И никто не ловил каждое сказанное им слово – балагурили, обменивались репликами, отпускали крепкие слова в адрес фашистов или просто молча сидели рядом с человеком в железных очках, немного возбужденным от выпитого, громко смеявшимся, умеющим слушать, не перебивая собеседника, пытливым, вдруг погружавшимся в раздумье».
Во время Великой Отечественной войны Роман Кармен был фронтовым корреспондентом. В феврале 1943 года кинодокументалист снимал первый допрос попавшего в плен генералфельдмаршала Фридриха Паулюса.
Константин Симонов близко знал Романа Кармена и написал про него такие слова: «Четыре года он летал, ездил, ходил и ползал дорогами войны. И если правильно говорят, что талант – это труд, то это был поистине свирепый труд, густо замешанный на опасностях и лишениях».
По мнению Симонова, кинодокументалистику тех военных лет также невозможно представить себе без работ Романа Кармена, как публицистику военного времени без статей Ильи Эренбурга.
После войны Роман Кармен снимал не только радостные и праздничные события, что было характерно для кинодокументалистики того времени. В 1948 году он снял страшные кадры последствий землетрясения в Ашхабаде.
Роман Кармен преподавал во ВГИКе, опубликовал много книг и статей, был художественным руководителем совместного советскоамериканского документального сериала «Великая Отечественная». Кинофильм был закончен в 1977 году, а в следующем году мастера не стало.
Писатель для всех возрастов
Лев Кассиль был талантливым и своеобразным писателем. Обычно его называют писателем для юношества, но произведения Льва Кассиля интересны людям разного возраста.
Он родился в 1905 году. Будущий писатель успел поучиться в дореволюционной гимназии. Позднее воспоминания об этих годах нашли воплощение в его знаменитой книге «Кондуит и Швамбрания». Это произведение было завершено писателем в 1931 году. Хотелось бы отметить, что в то время события дореволюционной жизни подавались, мягко говоря, однобоко, а Лев Кассиль описал это время очень тонко и романтично.
Я застал людей, которые окончили дореволюционную гимназию. Мне вспоминается такой случай. Это было в 1977 году. У нас дома гостил мой дед Моисей Давидович. Он всю жизнь проработал инженером на подмосковной фабрике, занимая достаточно ответственные посты. Вернувшись из университета, я рассказал, что начал изучать латынь, и вдруг к моему удивлению Моисей Давидович прочел наизусть большой стихотворный отрывок.
– Это кто? – спросил я.
– Овидий, – ответил Моисей Давидович. – Мы его в гимназии учили.
Я был очень удивлен, и это удивление с годами лишь усилилось. Хочу подчеркнуть, что мой дед прочел Овидия на латыни. А ведь он всю жизнь проработал инженером. Такое в то время было образование.
Лев Кассиль вырос в интеллигентной семье, и атмосфера духовной утонченности воплотилась во многих его произведениях, а слова «Кондуит и Швамбрания» стали нарицательными.
Это был человек разнообразных увлечений. Он написал первый в советской литературе роман о спорте «Вратарь республики». К теме спорта Лев Кассиль обращался постоянно. В последние годы жизни он написал сценарий кинофильма «Удар! Ещё удар!». Эта смешная и остроумная комедия и в наши дни смотрится с интересом.
Чувство юмора – редкое качество для писателей. Лев Кассиль обладал им в полной мере. У него есть повесть «Будьте готовы, Ваше Высочество». В ней рассказывается о том, как в пионерский лагерь приехал принц из африканской страны. Нужно было обладать редким дарованием, чтобы показать рутинную жизнь пионерского лагеря с такой неожиданной стороны.
К сожалению, Льва Кассиля не стало слишком рано. Изменилось время. Теперь и наши школьники имеют возможность увидеть далекие страны. Многое стало иным, но книги Льва Кассиля неизменно вызывают читательский интерес.
Вот такие люди выступали на сцене старого кинотеатра «Ударник».