Век живи – век учись


21.01.22 11:14

Любой родитель хочет для своего ребенка всё самое лучшее: хороший детский сад, элитную школу и престижный вуз. Однако в иерархии

Без рубрики

Любой родитель хочет для своего ребенка всё самое лучшее: хороший детский сад, элитную школу и престижный вуз. Однако в иерархии ступеней высшего образования и их тонкостях разбираются далеко не все. Что же такое аспирантура и для кого она нужна?

С чего всё началось

Понятие «аспирант» официально закрепилось за лицами, готовящимися к научно-педагогической деятельности, лишь после утверждения Совнаркомом РСФСР «Положения о научных работниках высших учебных заведений» 21 января 1925 года, перед которыми стояли вполне конкретные задачи: освоение иностранного языка, общественного минимума и методологии, а также постижение теоретических основ избранного направления науки.

Основы госсистемы подготовки научных и научно-педагогических кадров, заложенные в то время, сохраняются до сих пор, а 21 января, в свою очередь, считается «днем рождения» российской аспирантуры и днем аспиранта, соответственно (по аналогии с Днем студента 25 января).

Зачем идти в аспирантуру?

Сегодня аспирантура дает право на получение профессионального диплома исследователя или ученой степени кандидата наук.

Конкретный план действий для поступающих устанавливает отдел аспирантуры вуза. Но приведем общий порядок отбора абитуриентов.

В первую очередь следует определиться с темой диссертации и выбрать научного руководителя. После подачи документов в вуз поступающий проходит вступительные испытания в виде экзаменов по иностранному языку, философии науки и специальному предмету. Непосредственно зачисление абитуриентов проходит на конкурной основе по результатам сданных вступительных экзаменов с учетом имеющихся достижений (диплом с отличием, публикации в научных журналах, победы в олимпиадах и конкурсах). В общем, процедура поступления аналогична классическому поступлению в вуз до введения системы ЕГЭ.

Зачем молодые люди идут в аспирантуру? В основном, ради того, чтобы заниматься научно-исследовательской деятельностью и преподавать в высших учебных заведениях. Определенная выгода в получении третьей ступени высшего образования предусмотрена для представителей сильной половины человечества. Мужчинам на период обучения предоставляется отсрочка от армии, если они поступили на очное отделение. «Заочникам» же, которые одновременно учатся и работают, предоставляется право воспользоваться оплачиваемым «учебным отпуском» сроком на 30 дней для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов.

Естественно, бОльшая часть людей, имеющих ученую степень, работает в научно-исследовательских институтах или вузах. Однако бывает и по-другому, например, когда человек со степенью кандидата экономических наук трудоустраивается в организацию или предприятие, где он может решать вопросы непрерывных улучшений, разработки новой продукции или ее адаптации под новые рынки сбыта. Нередки случаи, когда люди развивают тему своего исследования до реального бизнеса. Так что в современном мире аспирантура – это не якорь, приковывающий человека к лаборатории и пробиркам, а дополнительное преимущество на рынке интеллектуального труда.

«Туда ли я повернул…»

С одним из аспирантов химического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, параллельно работающим в качестве младшего научного сотрудника в Дзержинском политехническом институте, Ильей Чужайкиным удалось пообщаться корреспонденту «Дзержинских ведомостей».

«Вопрос «Куда же дальше?» мучил меня весь последний курс магистратуры в ДПИ, – начинает свой рассказ Илья. – Помимо написания квалификационной работы магистра, учебный год я посвятил поиску работы с учетом применения полученных знаний и умений. Пообщавшись с рядом работодателей нашего города, пришел к выводу, что работа на предприятии не совсем то, чего я хочу».

В итоге перспективного парня уговорили развивать тему его исследования, обучаясь в аспирантуре и работая на кафедре. Заманчивое предложение, учитывая, что процесс разработки новейших образцов техники и технологий всегда был ему интересен.

«Мой научный руководитель, доктор технических наук Алексей Евгеньевич Федосов и коллеги по кафедре примерами собственных достижений убедили в правильности именно этого пути. Понимая, что этот вариант развития мне подходит больше всего, я согласился. И вот уже учусь на четвертом курсе аспирантуры ННГУ им. Н.И. Лобачевского, а научную работу реализую на базе Дзержинского политехнического института, – продолжает Илья. – Не скрою, порой, когда в процессе исследования что-то не получается или возникают материальные трудности, мысленно задаюсь вопросом, туда ли я повернул на дороге жизни. Но эти сомнения быстро развеиваются, поскольку в конечном счете все проблемы решаются, а то, чем я занимаюсь, приносит мне настоящее удовольствие».

«Третья ступень» будет жить

Но, несмотря на все преимущества, аспирантура среди российских абитуриентов становится всё менее популярным направлением. В 2020 году институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) представил доклад на эту тему и озвучил не самые утешительные выводы: за последние 10 лет значительно сократилось число организаций, имеющих аспирантуру (на четверть), а число самих аспирантов снизилось примерно вдвое. Страдает также и качество: в 2019 году лишь каждый десятый из выпустившихся аспирантов (10,5 процента) защитил кандидатскую диссертацию в период подготовки (в 2010 году этот показатель составлял 28,4 процента).

Одной из первых причин в докладе НИУ ВШЭ названо снижение рождаемости в 1990-х и, как следствие, просто отсутствие должного количества желающих. Далее следует реформа аспирантской подготовки от 2012 года, ужесточившая требования к учебным заведениям, осуществляющим подготовку будущих кандидатов наук и исследователей.

Мнение действующих преподавателей вузов на этот счет не сильно отличается от общей картины, хотя ситуация и разнится в зависимости от факультета.

«К примеру, число аспирантов на факультете прикладной физики с каждым годом увеличивается, чего, к сожалению, не скажешь про тот же самый юридический факультет, – объясняет ситуацию в сфере образования преподаватель юридического факультета дзержинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского Владимир Ипполитов. – Однако постепенное угасание интереса еще не означает «смерть» аспирантуры через условные
20-30 лет. В нашей стране очень много талантливых молодых ученых, которые хотят развиваться.

Возможно, обучение будущих исследователей видоизменится, станет более узкопрофильным, но в любом случае третья ступень высшего образования будет жить».

А вы знали?

В западных странах российская ученая степень кандидата наук приравнивается к степени доктора философии PhD.

От первого лица

Александр Кузнецов, аспирант НГТУ им. Р.Е. Алексеева по специальности «Процессы и аппараты химической технологии»:

«Я учусь на третьем курсе аспирантуры и параллельно совмещаю это с преподавательской деятельностью на кафедре «Технологическое оборудование и транспортные системы» ДПИ НГТУ. Получение третьей ступени высшего образования было осознанным решением. Оно поможет мне в продвижении по карьерной лестнице, в исследовательской деятельности: хочу оставить свой след в истории науки и техники.

Признаюсь, выбор не был простым, однако в современном мире это уже необходимость. Нужно уметь зарекомендовать себя в общественном и научном кругах, а аспирантура – прямая к этому дорога. В рамках своих исследований я участвовал в различных региональных научных конференциях, а также в международной конференции в Казани. В ближайшее время планирую закончить работы по созданию исследовательского стенда по тематике моей научной работы, связанной с очисткой городских сточных вод, и приступить к проведению испытаний».

Елена Ульянычева, аспирант института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

«Поскольку я работаю преподавателем в ДФ РАНХиГС, то для повышения своего профессионального уровня и продвижения по карьерной лестнице мне понадобилось «получить третью ступень». Конечная цель – защита диссертации и получение научной степени кандидата экономических наук.

Единственная сложность на пути к цели – это совмещение сдачи сессии с основной работой. Поскольку я сама преподаватель, обе сессии происходят примерно в одно время. Но дистанционный формат обучения из-за ковидных ограничений в этом случае сыграл нам на руку – всё происходит онлайн.

По своему опыту могу сказать, что вторая (магистратура) и третья (аспирантура) ступени высшего образования не пользуются особой популярностью среди молодежи. Но интересно, что государство не закрывает на эту проблему глаза: в прошлом году свою работу начала федеральная программа господдержки «Приоритет 2030». Ее цель – формирование прогрессивных современных университетов и грантовая поддержка вузов, поэтому я думаю, что пик популярности высшего образования среди населения еще впереди!»

Ольга КУЗЬМИНА

Оставить комментарий