1 февраля – День работника лифтового хозяйства, одного из самых сложных в жилищно-коммунальном хозяйстве. Ведь не зря говорят,
что лифт в доме не замечают до тех пор, пока он не сломается. О буднях работников этого «невидимого фронта» корреспонденту «Дзержинских ведомостей» рассказал директор одного из обслуживающих лифты предприятий – ООО «Горлифт» – депутат городской Думы Николай Пивняк.
– Николай Николаевич, сколько вообще в Дзержинске организаций, обслуживающих лифтовое хозяйство в многоквартирных домах?
– В Дзержинске сейчас работает порядка 8-9 компаний, обслуживающих как жилой фонд, так и промышленные лифты, например, в магазинах и торговых центрах.
А в последнее время к ним по федеральной программе «Доступная среда» добавились еще и подъемные механизмы для маломобильных граждан.
– А что это такое? И как много у нас в городе таких подъемников?
– Это устройства для инвалидов и людей с ограниченными возможностями, устанавливаемые на входах в подъезд до лифтовой площадки. Пока их немного, но со временем появится больше, в том числе в социальных учреждениях.
– Сколько лифтов находится на обслуживании именно вашей компании?
– Их число постоянно меняется, и это связано с тем, что некоторые договоры расторгаются, другие, наоборот, – заключаются, выигрываются конкурсы на обслуживание, какое-то оборудование выводится из эксплуатации. Но в целом в нашем ведении находится порядка 930 единиц подъемных устройств.
– Расскажите, пожалуйста, что входит в вашу сферу обслуживания?
– В этот перечень, прежде всего, входит подъемное оборудование жилого фонда, то есть лифты в многоквартирных домах. Кроме того, мы обслуживаем оборудование в социальных учреждениях – в больницах, перинатальном центре; в торговых центрах («Союз», «Эдем», «Скала») – лифты, эскалаторы, траволаторы и промышленные подъемники.
– Каков штат сотрудников вашей организации, обслуживающий всё это беспокойное хозяйство?
– В штате нашего предприятия более 100 сотрудников, этого вполне достаточно, чтобы качественно выполнять работу. А мы занимаемся и обслуживанием, и эксплуатацией лифтов, в том числе уборкой. То есть всем спектром работ: от монтажа нового устройства до ремонта существующих.
– Кстати, как часто устанавливаются лифты в многоквартирных домах города? Некоторое время установка нового оборудования велась по программе Фонда капитального ремонта. Как сейчас обстоят дела с заменой лифтов?
– В последние годы мы подошли к крайней точке отработки лифтами нормативного срока эксплуатации, который составляет 25 лет – большинство наших лифтов установлено в 90-е годы прошлого века. Начинаем с проведения экспертизы, по результатам которой срок эксплуатации продляется на очередные
3 года в случае исправности и соответствия техническому регламенту. В противном случае – лифт заменяется. Но даже после окончания нормативного срока лифт при условии своевременного прохождения необходимого технического обслуживания абсолютно безопасен для использования.
Однако с точки зрения эргономики и удобства в использовании или с точки зрения затрат на энергоресурсы и обслуживание старые лифты, конечно, уступают современным. Если новые лифты – это, в основном, электроника и обновленный дизайн интерьера, то старые, не уступающие по надежности, имеют уже непрезентабельный вид.
Что касается замены лифтов, то поскольку это общедомовое имущество, установка новых подъемных механизмов должна происходить за счет средств из капитального ремонта жилфонда. И когда Фонд капитального ремонта начинал программу по замене лифтов, перед нами рисовались радужные перспективы. Но жизнь внесла свои коррективы, и сегодня, как показывает практика, средства фонда охотнее направляются на иные цели: ремонт кровель, фасадов.
Если в 2020 году в Дзержинске было заменено 54 лифта разными организациями, то в прошлом году – порядка 10. И то в основном не на средства Фонда капремонта, а по спецсчетам ТСЖ или ТСН, которые сами приняли решение направить деньги дома именно на замену лифта.
Тем не менее лифты менять надо. Никто же не пользуется сейчас керосиновыми лампами, когда есть электрические. Больше того, лифт создает в целом имидж дома, лифт – это, прежде всего, безопасность и комфорт.
По состоянию лифта судят о качестве содержания всего дома. Ведь первое, с чем вы сталкиваетесь, заходя в дом, это лифт. Его состояние создает определенный настрой, поэтому наша задача – содержать лифтовое хозяйство в исправном состоянии. Ведь возвращаясь после тяжелого трудового дня с поклажей из магазина домой, никто не хочет обнаружить неисправный лифт.
– Что вами предпринимается, чтобы обеспечить эту исправность лифтов?
– У нас есть три центральных диспетчерских пункта и шесть лифтерных, которые принимают заявки и распределяют их между механиками и обходчиками, в чьи задачи входит проверка лифтов, связи и обязательная уборка в кабинах.
В случае неисправности лифта, чаще всего это остановка между этажами, работники обязаны прибыть и устранить причину в нормативный срок, который составляет 30 минут. Мы всегда в него укладываемся – в среднем срок прибытия по нашей организации составляет 24 минуты. Это гораздо меньше, чем в крупных городах.
Мы поддерживаем исправную связь с диспетчером в каждой кабине, потому что не всегда жители выходят из дома с мобильным телефоном, да и не все мобильники находят сеть в лифте. Поддержание связи – залог того, что диспетчер успокоит находящегося в неисправном лифте человека до приезда механика.
Диспетчеры прекрасно подготовлены с точки зрения психологии и действуют строго по инструкции, то есть ведут диалог до освобождения человека из остановившейся машины. И мы гордимся такими профессиональными сотрудниками.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с нашим профессиональным праздником и поблагодарить всех причастных к работе лифтового хозяйства за прекрасную работу. И пусть каждый помнит, что лифт – это сложный механизм, который требует бережного к себе отношения.
Спасаем домашних животных, телефоны, детей
и хрупких девушек
Антон Евстюнин работает электромехаником. В его обязанности входит контроль за исправной работой лифтового оборудования. Помимо выполнения традиционных технических задач, ему нередко приходится спасать дзержинцев из лифтового плена.
Вот что Антон рассказывает о своей интересной работе:
«Все современные лифты оборудованы чувствительными датчиками, которые при любом несоответствии параметров блокируют работу. Чаще всего именно с нарушениями эксплуатации лифтового оборудования и связаны наши вызовы.
Самая распространенная причина остановки лифта – перегруз. Всем известно, что кабина рассчитана примерно на 4-5 человек. Но, бывает, приезжаешь на вызов, открываешь двери, а из кабины выходит один, другой, пятый, восьмой…
Однажды я насчитал десять человек! Как только убрались? Конечно, молодежь – смеются, шумят, для них это необычное приключение.
Взрослые люди намного реже оказываются в таких ситуациях. Хотя в последнее время мы сталкиваемся с тем, что строители из ближнего зарубежья тоже не знакомы с правилами эксплуатации лифта: нагрузят всю кабину строительным материалом, каким-то чудом заберутся поверх и удивляются – почему лифт не едет?
Не проходит для наших сотрудников ни одного дня, чтобы из какого-нибудь дома не поступила заявка: в лифтовую шахту упали ключи, телефон, дорогая гарнитура, украшения. Приезжаем, выручаем.
Когда в город поступило много новых лифтовых кабин, шла отладка работы, нам нередко приходилось спасать детей и хрупких девушек.
Дело в том, что в кабине установлены датчики веса, и если пассажир весит меньше необходимых параметров, машина думает, что в лифте никого нет, закрывает двери и блокирует движение, свет внутри кабины гаснет, кнопки вызовов не работают. Конечно, люди паникуют. Но, во-первых, детям в принципе нельзя пользоваться лифтом без взрослых – объясняем это родителям, а во-вторых, мы всегда стараемся выдерживать стандарт качества – прибываем на место по вызову в течение 30 минут. Такого, чтобы у нас люди сутками сидели запертыми в лифте, никогда не было.
Но в последнее время возникают и забавные случаи. Приезжаем на вызов, открываем двери и видим через экран в машинном отделении, что из лифта никто не выходит. Что такое? Спускаемся, выясняем: парень «залип» в телефоне – не слышит вызов диспетчера по громкой связи, не видит, что двери лифта открылись. Выводим, как говорится, под белы рученьки.
Часто приходится спасать домашних животных. В этих случаях мы всегда славим китайских производителей. При российских стандартах качества у четвероногой братвы было бы намного меньше шансов остаться в живых. Дело вот в чем.
Случается, что хозяева, отправляясь на прогулку или возвращаясь с нее, на площадке встречают знакомых и обмениваются новостями. Домашний любимец тем временем забегает в кабину подъехавшего лифта и, если поступает вызов с другого этажа, уезжает на верхний этаж или спускается вниз. К счастью, ошейники не выдерживают и рвутся. Если собака или кошка остается запертой в кабине, приезжаем на помощь уже мы.
Были на моей памяти и совсем анекдотичные случаи. Однажды к нам обратились жители дома, которые не могли пользоваться лифтом из-за того, что сосед, немного перебравший накануне, засел в кабине и весь день катался вверх-вниз.
Когда мы приехали на вызов и попытались вывести незадачливого пассажира, он был очень возмущен, набросился на нас с кулаками, стал кидаться яблоками.
Из невнятных выкриков мы поняли, что он считает себя находящимся дома и очень возмущен, что к нему приходят посторонние люди, постоянно открываются двери. Пришлось пустить в ход увещевания и добрые уговоры.
В другой раз, приехав на вызов, мы обнаружили на полу грузового лифта совершенно голого мужчину. Хотя нет – он был в носках.
«Герой-любовник» лежал так, что двери лифта, срабатывая на закрытие, постоянно стучали ему по голове. Собственно говоря, из-за этого мы и приехали – автоматика показала, что в одном из домов двери лифта заклинило.
Мужчина спал, как младенец, мы еле-еле привели его в чувства. Придя в себя, он не смог объяснить, как он попал в таком виде в лифт, где живет, нужна ли ему помощь. Сказал, что все нормально, и отправился восвояси, категорически отвергнув любую поддержку.
Даже любопытно, чем закончилась его история, и помнит ли он сам об этом приключении».
Наталья Копылова, лифтер-оператор ООО «Горлифт»:
«Жители обращаются в диспетчерскую с самыми разными проблемами: узнать, когда запустят лифт (если он отключен), оставить рабочую заявку (к примеру, если связь не работает или слышны посторонние звуки при перемещении кабины). Лифты в торговых центрах и больницах также подключены к нашей системе. Ежемесячно в обязательном порядке производятся технические осмотры, ежедневно проверяется двусторонняя переговорная связь, так что сказать, что где-то лифты ломаются чаще, нельзя – держим руку на пульсе.
Повсеместная автоматизация, конечно, многие моменты упрощает – теперь любая неполадка «выдает» себя красным огоньком на общей карте лифтового участка, поэтому направить механика в пункт назначения оператор может даже раньше, чем сами жители узнают о поломке и обратятся в диспетчерскую.
Важный момент: при остановке лифта свет не гаснет, как бы фильмы ужасов ни утверждали обратное. Для таких случаев предусмотрено «аварийное освещение». Мы тут же связываемся с кабиной и параллельно перенаправляем заявку электромеханику – в течение получаса людей освобождают.
А что делать в эти 30 минут? Я предупреждаю, чтобы люди не пытались «спастись» самостоятельно, ни на какие кнопки не нажимали и не паниковали. Если у человека клаустрофобия или если застряли дети, то разговариваешь с ними, успокаиваешь. Когда сам спокоен, то это волей-неволей передается человеку – и ему становится легче, страх уходит».