Его душа не может прозой говорить


17.03.22 10:36

Для одних поэзия — дело минувших школьных дней, для других — неотъемлемая часть жизни. Герой этого интервью — поэт и

Газета Есть такая профессия

Для одних поэзия — дело минувших школьных дней, для других — неотъемлемая часть жизни. Герой этого интервью — поэт и краевед Сергей Кувшинов. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» выяснил, как рождаются будущие строки, в чем прелесть литературных клубов и зачем автору публиковаться в Сети.

Рифмовал, но не записывал

– Сергей Анатольевич, мы общаемся с вами в преддверии Всемирного дня поэзии. Вы как-то отмечаете этот праздник?

– Так сложилось, что для меня этот день сопряжен с конкурсом «Поэт года», в котором я несколько лет участвовал, а в 2011 году  стал финалистом. Плюс литературный клуб «Огонек Рубцова», в котором я состою, в канун Дня поэзии проводит «Рубцовскую субботу» — традиционные литературные вечера-встречи для горожан. Другими словами, 21 марта для меня – это сразу несколько праздников.

– Что привносит в жизнь поэта членство в литклубе?

– Во-первых, общение. Ты взаимодействуешь с людьми, близкими тебе по духу и содержанию. Во-вторых, возможность слышать других авторов. В-третьих,  получить критику. И отмечу, что в нашем «Огоньке Рубцова» она всегда была на уровне. Некоторым авторам доставалось от коллег будь здоров! По делу ли?
В основном да.

– В каком возрасте вы начали писать?

– В школьные годы рифмовал, но не записывал. Домашние читали мне книги с раннего детства, это и повлияло на мою любовь к литературе, в том числе и к поэзии. Больше всего мне нравилось, как читал дедушка. Четче остальных в его исполнении я запомнил стихи Кольцова, «Тамару» и «Белеет парус одинокий» Лермонтова, «Пророка» Пушкина. Самостоятельно писать начал в осознанном возрасте, когда мне было за 20. А так – любил читать стихи, хорошо их запоминал.

– Существуют ли «обряды», которых вы придерживаетесь перед написанием стихов?

– Ни в коем случае! Я вдохновение не провоцирую и не призываю, оно должно прийти само. Это что-то свыше. Раньше, когда имел возможность выйти из дома, всегда вдохновлялся аллеями центрального парка, переулками старой части Дзержинска – разнообразием балконов и арок. Видел, как пускали первые троллейбусные маршруты, как набережная Оки одевалась в бетон, а город рос, расширяясь в западном направлении.

Количество читателей ограничено

– Значит, у вас всегда при себе были блокнот и ручка?

– 15 лет назад – да. А после появления компьютера и моего вынужденного затворничества все черновики перебрались на экран.

– Кстати, о компьютерах. Сейчас поэтом может назваться любой — достаточно выложить свои творения в Сеть. Как вы к этому относитесь?

– Действительно, из-за закрытости многих издательств и периодических изданий авторы всё чаще начинают писать «в Сеть». На мой взгляд, это неплохая возможность заявить о себе. Единственное, надо учитывать, что интернет сегодня очень насыщен, поэтому на его просторах идет уже настоящая борьба за читателя. Пишущих людей много, а вот количество читающих – ограничено.

– И  у поэта Сергея Кувшинова есть свой сайт?

– В 2010 году моя одноклассница Светлана Панова-Кудрявцева создала сайт, который долгое время был моей полноценной площадкой. Света загружала туда мои стихи и фотографии, за что я ей очень благодарен. Люди читали и писали отзывы. Сейчас все новинки я выкладываю на литературном портале Стихи.ру.

Не могу не упомянуть, что Света также была инициатором создания моего первого сборника. Со своей учительницей литературы – Тамарой Ефимовной Ионовой – мы часто созванивались по телефону. Решил сделать ей небольшой сюрприз: написал от руки несколько своих стихотворений, оформил незамысловатыми рисунками. И эту 12-листную тетрадку я подарил ей, а она написала про нее заметку в городскую газету. Света верстала мои стихи, пока тетрадка гуляла по рукам: школа, заводской стадион «Капролактамовец», само предприятие. И в редакции заводской газеты решили издать небольшой стихотворный сборник «На окских просторах». К моему 30-летнему юбилею книгу выпустили.

– Получается, то был сюрприз? Обрадовались?

– Не то слово (смеется). Я понимал, что те стихи – творения начинающего поэта, однако от осознания этого факта событие не становилось менее знаменательным.

– Следующие сборники были вашей инициативой?

– Не только. Выход второй и третьей книг – заслуга преподавателя литературы из моей родной 37 школы Тамары Ивановны Пшеничновой. Она и вступительное слово написала, и была редактором. Сколько порогов она обила ради выхода сборника!

К сожалению, последние лет 10-12 я пишу гораздо меньше, чем следовало бы. Практически всё время занимает исследование жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова вместе с моим старшим товарищем, краеведом Станиславом Першиным.

– Тогда вопрос ребром. Что ближе: литературоведение или поэзия?

– Отвечу так: ничто не мешает мне записать мысль, когда она ко мне приходит. А поработать с ней можно и позже, поэтому я совмещаю. Главное здесь — уловить и ухватить. Бывает ведь как: некоторые стихи годами пишутся, а другие складываются за считанные минуты.

– Что может стать триггером для таких строк?

– Что угодно – пути Господни неисповедимы. В последние годы, к примеру, очень много стихов были навеяны обыкновенной музыкой. Классическая, современные рок-композиции, радио… Услышишь мелодию и чувствуешь – твое. Иногда даже получается положить слова на музыку.

Помню, был такой случай с песней LaHacienda американского джазового музыканта Рона Фрешмана. В начале композиции была восточная мелодия. И у меня родилась одна-единственная строчка – «по воде круги». Дальше не пошло. Я лег спать, и мне приснилось, что я включаю проводное радио. Играет мелодия, рождаются строки. Я просыпаюсь и сразу записываю. В тот же день в интернете я нашел песню Фрешмана LaHacienda – это была именно та мелодия, которую я слышал во сне.

– Мистика какая… И часто такие случаи происходят?

– Иногда. Вспомнил еще один – то было в 2016 году, когда выходил мой шестой сборник «Между двух равноденствий». Я никак не мог придумать обложку к книге. И вдруг на глаза мне попадается фотография: полированный стол, в котором отражается окно, а на поверхности лежат обручальные кольца. Сюжет мне понравился, я обрезал кольца, перевернул картинку и отправил в издательство. На следующий день фотография снова попадается на глаза. Стало интересно: откуда она? Читаю – «Мистер и миссис Кувшиновы. Подготовка к свадьбе». Судьба — не иначе!

Обострила поэтическое чувство

– С кем из дзержинских коллег-поэтов вы общаетесь? Кого могли бы отметить сегодня?

– Один из первых больших поэтов, с кем мне довелось общаться и дружить, это Владимир Хорошилов.

Другим знаковым событием в моей жизни стало знакомство с Лией Аронович, с которой мы общаемся до сих пор. Она повлияла на мое творчество в период становления, знакомила с новинками литературы и журнальными публикациями, в том числе и с японской поэзией. Обострила, что называется, поэтическое чувство.

К сожалению, сейчас я лишен возможности выбираться из дома, поэтому круг общения довольно узок. Однако знаю, что есть интересные люди в литературно-музыкальном клубе «Эдельвейс». На ум сразу приходят имена поэтесс Ларисы Мазур и Натальи Уваровой, а также очень талантливой девушки Анны Звёздкиной.

– Ваш поэтический сборник «Между двух равноденствий» вышел 6 лет назад. Сергей Кувшинов готовит что-то сейчас для своих читателей?

– Стихи собраны в три «подборки последних лет». Последняя из них – «На крыльях осенних бессонниц» – вышла чуть больше года назад. Лия Аронович дала ей высокую оценку. Кое-что, конечно, есть, но для полноценного издания, думаю, пока что сыровато.

– И последний вопрос: события, происходящие на южной границе нашей Родины, рождают строки в душе поэта?

– Нет. Я считаю, нельзя на этом никаких себе преимуществ делать. Возможно, кто-то пишет нечто сильное и нужное, не знаю. Я даже не пытался.

Справка

Сергей Анатольевич Кувшинов

Родился 20 июня 1970 года в поселке Курагино Красноярского края. С 1975­го – живет в Дзержинске. Окончил школу №37, учился в Горьковском политехническом институте. Работал на заводском спорткомплексе «Капролактамовец».

В 1991 году тяжелая травма позвоночника приковала Сергея Кувшинова к инвалидной коляске.

Первая его поэтическая публикация увидела свет в многотиражной газете предприятия «Капролактам» «За доблестный труд» в сентябре 1997 года. Сергей Анатольевич является автором шести стихотворных сборников.

Из достижений и наград – диплом конкурса «Мой Рубцов», лауреат литературного конкурса имени Б.Е. Пильника, лауреат премии «Творящая душа». В 2012 году Сергей Анатольевич стал финалистом премии «Поэт года 2011».

Последние несколько лет поэт Кувшинов активно занимается литературоведением.

Беседовала Ольга КУЗЬМИНА

Фото из архива С. Кувшинова

Оставить комментарий