Борис Касьянов: «Большие гастроли» – большая ответственность»


22.04.22 04:37

Второй раз за сезон дзержинские мальчишки и девчонки (а также их родители) смогли насладиться, не выезжая из города, творчеством не

Город

Второй раз за сезон дзержинские мальчишки и девчонки (а также их родители) смогли насладиться, не выезжая из города, творчеством не только дзержинских кукольников. Спасибо федеральной программе «Большие гастроли». Напомним, в октябре к нам приезжала труппа из Оренбурга, а сейчас, в апреле, – из города Волжский.

Директор Волжского театра кукол «Арлекин» Борис Касьянов поделился своими впечатлениями о гастролях, а также рассказал о новых формах взаимодействия со зрителями.

Борис Касьянов, директор Волжского театра кукол «Арлекин»

Камерный театр
– Борис Владимирович, «Арлекин» впервые участвует в «Больших гастролях»?

– Да. И я очень благодарен директору Дзержинского театра кукол Галине Демахиной за приглашение. Она поделилась со мной своим опытом менеджера, на многое я посмотрел по-другому. Галина Николаевна сама быстро учится, умеет, что-то заимствуя у коллег, идти по своему пути. Вообще «Большие гастроли» – это программа взаимодействия не только управленческого персонала, но и в первую очередь – творческого коллектива. Новая сцена, новые зрители, новые впечатления. Всё это обогащает, дает толчок к дальнейшему развитию. «Большие гастроли» для нашего театра – большая ответственность. Я бы даже сказал, что это некий вызов.
– Вы привезли на суд дзержинских зрителей три спектакля. По какому принципу их отбирали?
– Конечно, мы выбирали наиболее удачные спектакли. И среди них те, которые не привязаны к сценической площадке. То есть такие постановки, за которые не стыдно, и декорации к которым можно легко транспортировать. Я в очередной раз убедился: нужно регулярно ставить фестивальные спектакли. Они – как заявка на будущее, как некий тренд в моде. Коллеги смотрят, оценивают, каждый что-то «отщипывает» и транслирует твою идею уже в своих театрах.
– Не могу не спросить, какое впечатление произвел на вас наш город.
– Очень красивый! Замечательная архитектура исторического центра, сосновый лес, Ока, потрясающая набережная, уникальная Шуховская башня. Вам обязательно нужно развивать туристическое направление. И еще мы в восторге от вашего гостеприимства.
– Предположу, что вы сравнивали театры. Нашли сходство и различие?
– Для нас Дзержинский театр кукол как большой брат. Я смотрел и восхищался: вот здесь есть где размахнуться! Здание театра изначально предусмотрено для театральной жизни, а наш «Арлекин» располагается в помещении бывшего кинотеатра, где и сцены как таковой не было. Вы интересно работаете со светом. Мне понравился экран, который дает глубину: обязательно воспользуемся такой идеей. Хороша система штанкетов для декораций. Уникальное фойе для зрителей, одни фарфоровые статуэтки чего стоят!
Волжский же театр кукол – камерный театр. Наш коллектив – двадцать человек, из которых пятеро актеры. Но камерность – наша изюминка. Как шутит наш художник-оформитель: зачем миллиард пикселей, если достаточно и десяти? А остальное пространство нужно оставлять для мысли и воображения зрителя, делая это филигранно и гармонично. В наших спектаклях нет ничего лишнего – только зерно. И это зерно – кукла, которую актер максимально раскрывает во всех ипостасях, передавая основную мысль произведения.
От теневого спектакля до Блока
– Современных детей не так просто заинтересовать. Какими новыми формами работы со зрителями можете поделиться с дзержинскими коллегами?

– Мы запустили новую серию «Сказки на подушках». Знаю, в Дзержинском театре кукол тоже есть беби-театр «Театр на подушках» – для самых маленьких зрителей. Но если у вас классические кукольные постановки, то мы решили попробовать сделать теневой спектакль. Премьеру – «Счастье лесное» – приурочили ко Всемирному дню театра.
Так вот, сегодня всё чаще говорят о клиповом сознании детей, которые не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. Мы же в своем теневом спектакле убираем все внешние факторы, которые могут отвлекать, и с помощью света и звука делаем так, чтобы ребенок сосредотачивался на экране. Получается что-то вроде кинотеатра, где работает воображение. В теневом театре нет понятия расстояния, размеров персонажей, цвета их одежды – всё это и многое другое домысливает зритель.
С теневым спектаклем легко выезжать, сейчас мы договариваемся со школами, которые ждут наших актеров с новой постановкой. В разработке еще одна новая малая форма – классический вертеп*. Это же наш истинный культурный код! Рождение Иисуса Христа – вечная тема. Не так давно обучался на специальных режиссерских курсах, как ставить вертеп. Специальное дерево для изготовления ящика уже купили, оно сохнет. Макет есть, понимание сценария – тоже.
Теневой театр, вертеп… Принципиально обходите стороной новомодные технологии?
– Не обходим. Даже наоборот! Так, к Новому году мы сделали кукольный шоу-спектакль «Ник Спут». Здесь есть всё, что любят современные дети: анимационный дизайн, яркие декорации, интерактивная программа, неповторимые спецэффекты (сухой лед и шоу мыльных пузырей) и даже (да простят меня кукольники) ростовые куклы. Ни в коем случае речь не идет о замене классических кукольных постановок, но привлечение новых зрителей – одна из наших первоочередных задач. А чтобы ребенок полюбил театр, его нужно сначала туда заманить, в хорошем смысле слова.
– В репертуаре вашего театра есть постановки для взрослых зрителей?
– Готовим. Спектакль «Я 12 Блок» будет посвящен жизни и творчеству Александра Александровича Блока.
Не каждый драматический театр возьмется за такую тему…
– А мы осмелились. Знаете, мы даже собирали некий агломерат преподавателей русского языка и литературы и вынесли на их суд нашу идею. Получили одобрение и взялись за работу. Сценарий на 90 процентов готов, куклы (а они будут планшетные) прорисованы. Площадка, на которой будет происходить действо, – стол-корабль. Корабль, потому что дед поэта хотел, чтобы он стал моряком. И корабль как символ жизни Блока, который будет трансформироваться на протяжении всего спектакля, в итоге превращаясь в цифру 12.
– И последний вопрос: каково это – играть в куклы?
– Актеры театра кукол не играют – они этим живут. Профессиональные кукольники, и в этом есть что-то мистическое, относятся к кукле как к живому существу. Без обид. Драматический актер в некотором смысле эгоист: он показывает сам себя.
У актера театра кукол другая задача: он всю свою энергию направляет в куклу. Я бы сказал, что кукольники – это люди-поводыри, которые свою любовь отдают другому, причем неживому предмету, одушевляя его.

*Вертеп – двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя.
В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные с историей рождения Спасителя, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии.

Справка
В рамках программы «Большие гастроли» в Дзержинске прошли показы трех спектаклей МАУ «Театр кукол «Арлекин» (г. Волжский, Волгоградская обл.) – «Конек¬горбунок», «Айболит» и «Коза¬Дереза». Стартовавшая в 2014 году федеральная программа «Большие гастроли» проводится по шести направлениям. Направление «для детей и молодежи» – одно из самых востребованных: благодаря спектаклям ТЮЗов, молодежных театров и театров кукол формируется высокий культурный уровень новых российских зрителей. Кроме того, расширяются рамки взаимодействия творческих коллективов страны.

Будем знакомы
Театр кукол «Арлекин» создан в г. Волжском 5 декабря 1990 г.
Основателем и первым руководителем театра был заслуженный артист РФ, актер и режиссер Александр Сергеевич Елохин.
За три десятилетия он поставил в театре более 30 спектаклей, написал инсценировки к восьми постановкам. Он дарил волжанам сказку и посвятил этому свою жизнь.
В 1995 году театр принимал участие в программе «Дни культуры России в Арабской Республике Египет». В 2006 году по приглашению Ассоциации «Русские в Голландии» в Нидерландах был поставлен спектакль «Жили…были».
В 2016 году театр участвовал в Международном фестивале театров кукол прикаспийских государств «Каспийский берег» со спектаклем «Василий Теркин».
В 2017 году при театре открыт
музей¬мастерская театра кукол «Золотой ключик».
В 2021 году театр возглавил Борис Владимирович Касьянов.
В 2021 году запущенна гончарная мастерская и изобразительная студия в мастерской «Золотой ключик».

Екатерина КОЗЛОВА. Фото Дзержинского театра кукол

Оставить комментарий