Пожарный из Дзержинска рассказывает о своей профессии школьникам


08.05.22 02:25

Пожарный спешит на… урок в школу. Рассказывать о героизме пожарных, которые в конце апреля отметили свой профессиональный праздник, можно очень

Есть такая профессия Общество

Пожарный спешит на… урок в школу. Рассказывать о героизме пожарных, которые в конце апреля отметили свой профессиональный праздник, можно очень долго. Но кто сделает это лучше их самих. К тому же если речь идет о выступлении перед школьниками.

Командир отделения ПСЧ 11 города Дзержинска Сергей Елфимов стал постоянным гостем у ребят образовательных учреждений города, представляя авторский проект «Урок в школе. Профессия – пожарный».

По зову души

Сергей Елфимов (слева) с коллегой на вручении ведомственных наград

Наш герой родился и вырос в Дзержинске в обычной трудовой семье. Как и многие советские мальчишки, был воспитан на патриотических фильмах: «Офицеры», «В зоне особого внимания», «Ответный ход». После получения специальности электрика в одном из дзержинских училищ был призван на срочную военную службу.

А когда вернулся из армии, понял, что военный билет открывает ему двери во многие силовые ведомства и структуры. Именно поэтому в 2000 году пришел в пожарную часть. К выбору этой профессии подтолкнули и два старших брата, которые на тот момент имели опыт пожаротушения и служили укротителями огня.

Конечно, для меня, как для любого мальчишки, профессия пожарного была овеяна ореолом романтики. Отважные герои, идущие на борьбу со стихией, с огнем, всегда вызывали уважение. Хотелось им подражать, – отмечает Сергей.

 Со смехом вспоминает свой первый выезд:

Горел мусорный контейнер, для бывалого пожарного незаметное событие. Я же в полном обмундировании, в каске, с пожарным стволом в руках слушал и выполнял все указания старших.

С тех пор Елфимов принял участие в тушении не одного пожара. И после каждого со старшими и опытными товарищами разбирал ошибки, уточнял действия, моделировал аналогичные ситуации. Сейчас Сергей уже сам проводит так называемый курс молодого бойца для менее опытных коллег – за двадцать лет службы знаний накопилось много.

В первую очередь, я делаю это для себя, потому что знаю: рано или поздно мне с ними идти в одной связке на тушение пожара. И от слаженности наших действий будет зависеть исход всей операции, – признается он.

Знакомство с профессией

Это только со стороны кажется, что в тушении пожара нет особых секретов: направляй струю, лей воду, но бывалые пожарные знают все опасные факторы такой стихии, как огонь. С рассказа о них и начинает свой урок знакомства с профессией Сергей Елфимов.

Идея интерактивного занятия пришла к нему случайно: в феврале прошлого года друг попросил выступить с рассказом о профессии в классе, где учились его дети. Пожарный провел урок и по эмоциям детей понял, что такие учебные занятия можно проводить постоянно. Вылилось всё это в авторский проект Сергея Елфимова «Урок в школе. Профессия – пожарный».

Сначала он приезжал в школы по просьбам знакомых, потом сработало «сарафанное радио», а с января этого года Сергей начал сотрудничать с департаментом образования города Дзержинска. Поэтому расписание уроков у учителя-пожарного составлено до конца учебного года.

На встречу с детьми Сергей приезжает в полной экипировке пожарного. По нормативам, огнеборец должен одеться в нее за 21 секунду. Конечно, на уроке детям нужна наглядность, а не выполнение нормативов, поэтому Сергей подробно останавливается на каждой детали. Рассказывает, почему боевую одежду пожарного шьют из водоотталкивающей ткани, или почему, если на его сапог встать втроем, он не почувствует боли, какие приспособления помогают тушить пожар на высоте, и при этом человек не боится упасть.

Это не урок ОБЖ, а настоящий интерактивный опыт со снаряжением и формой. Ребята помогают мне в качестве ассистентов, я им разрешаю подержать инструменты, примерить дыхательный аппарат, развернуть пожарный рукав. И я вижу интерес детей, их увлеченность и активное желание участвовать в процессе, – уточняет Сергей. – Поэтому иногда часа, рассчитанного на проведение занятия, становится мало.

Конечно, ведь рассказ Сергея в форме интересной игры, с шутками, экскурсами в прошлое и каверзными вопросами, увлекает школьников.

Например, вы никогда не задумывались, сколько литров воды вмещает в себя стандартный пожарный рукав? Оказывается, сорок. А теперь представьте себе пожарного на выдвижной лестнице на высоте четвертого этажа с рукавом в руках, вес которого 40 кг. Как при этом удержаться наверху?

Счастливый человек

Кстати, Сергей проводит свои уроки в нерабочее время, а в свободные от выездов на пожары рабочие часы проводит экскурсии по пожарно-спасательной части. А еще снимает познавательные видео, ведет тематический блог в соцсетях, выезжает на природу и очень благодарен своей семье за то, что видит с их стороны только поддержку.

Отвечая на вопрос о том, чего больше в профессии пожарного – негатива или позитива, Сергей, не задумываясь, говорит о преимуществе положительных моментов.

Безусловно, пожарные приносят пользу людям. Да, нам тоже тяжело психологически переживать ту или иную утрату, людское горе, но с годами на многие вещи начинаешь смотреть под другим углом, происходит некая адаптация к неожиданным моментам. С опытом в зависимости от ситуации уже разбираешься, что неопасно, а чего нужно бояться. Начинающим пожарным хочу посоветовать больше внимания обращать на самообразование: заниматься спортом, искать информацию по личностному развитию, психологии, уметь работать в команде и взаимодействовать, – советует он.

Контакт с детьми Сергей устанавливает на первых же минутах встречи, и очень рад, когда ребятам весело и интересно во время общения с ним.

Даже приезжая на четвертый за неделю урок и понимая, что придется рассказывать то же самое, каждый раз приходит вдохновение, когда видишь заинтересованность детей. В такие моменты начинаю чувствовать себя счастливым человеком. Ведь если хоть один ребенок после моего занятия решит связать свою судьбу с профессией спасателя или пожарного, поставлю себе это в зачет, – улыбается наш герой.

Мнение педагога

Оксана Колыбельникова, учитель начальных классов:

– Сергей Елфимов провел урок в нашем 4­м классе. Дети с удовольствием слушали гостя, участвовали в интерактиве. О его визите мы узнали заранее и обсудили интересные моменты из работы пожарных, а на уроке ребята увидели своими глазами экипировку борцов с огнем, их основные рабочие инструменты. Кстати, некоторые из мальчиков нашего класса хотят в дальнейшем связать свою жизнь с профессией защитника Родины, может, кто­то из них обратит внимание и на профессию пожарного.

По материалам музея Пожарной охраны города Дзержинска:

«…Дорогой ценой досталась слава Победы. В спешном порядке на предприятиях Дзержинска внедрялись новые производственные мощности и реконструировались старые для выпуска продукции военного назначения. С первого дня войны личный состав пожарных частей города перешел на казарменное положение, устанавливались наружные и подвижные круглосуточные посты у пожарных депо. Пожарных перевели на работу в режиме двухсменного дежурства, для своевременной ликвидации загораний от возможных бомбардировок создавались специальные противопожарные звенья с круглосуточным дежурством. С учетом обстановки военного времени были пересмотрены принципы использования сил и средств пожарной охраны, приемы и методы тушения пожаров в условиях налетов вражеской авиации и артиллерийского обстрела. Повысились требования к тактической подготовке, к практическому обучению пожарных работе в условиях, приближенных к боевым, в любую погоду и любое время суток».

Ольга СЕРЁГИНА. Фото из архива С. Елфимова

Оставить комментарий