95-летняя жительница Дзержинска описала свою биографию в стихах


18.09.22 01:45

Жизненный принцип Анны Царёвой

Газета Город трудовой доблести Городская среда

По возможности, каждый четверг, когда выходят «Дзержинские ведомости», Анна Александровна Царёва приезжает за газетой в городскую администрацию. Всегда приветливая, элегантная, общительная. Глядя на нее, даже не подумаешь, что ей пришлось вынести столько испытаний, особенно в военные годы.

Каких? Со светлой улыбкой она протягивает несколько листов с собственными стихами.
В них – вся ее биография, с довоенными сельскими улочками и полуголодным детством, вражескими бомбежками и погрузкой заводских снарядов, трудностями послевоенной жизни и напутствием молодежи любить свою страну. Город трудовой доблести – это, в первую очередь, люди героической судьбы. Такие, как Анна Александровна. В этом году ей исполнилось 95!

Родом из довоенного детства

Она родилась в довоенном селе Кистенево Большеболдинского района. В том самом, название которого было обыграно в знаменитом романе Пушкина «Дубровский»: по замыслу писателя, главный герой жил в Кистеневке, а его фамилия была взята у исторических владельцев соседнего села Апраксино (в позапрошлом столетии Кистеневым владел отец Пушкина – Сергей Львович).

По воспоминаниям Анны Александровны, в селе было четыре улицы, центральную из которых называли Стрелечкой, крыши домов соломенные, лесов рядом не было. Кистеневские мужики такие же, как и в романе про Дубровского, – добродушные и справедливые (наверное, неспроста одна из сельских улиц звалась Бунтовкой).

Многие держали коров, в том числе и семья Ани. Ее отец, Александр Михайлович, был очень трудолюбивым, лучше него в деревне никто не умел запрягать лошадей. В голодную пору, когда скот нечем было кормить, с крыш снимали солому. 

В Кистеневе девочка отучилась в четырех классах сельской школы. Ее всегда тянуло к знаниям. Она до сих пор помнит своего первого учителя – Фёдора Ивановича Кураева. Говорит, что тот был строгим, но справедливым:

Бывает, сидишь на занятии, и слышно, как муха летит. И мы с таким уважением относились к учителям, что никогда не грубили.

Когда дела в селе стали идти все хуже (из-за отсутствия работы и голода), Александр Михайлович перевез семью в Дзержинск. Было это в 1938 году.

Поначалу они жили в поселке Дачном, в ангаре с железными кроватями, по соседству с людьми самых разных национальностей. Потом, с наступлением холодов, их переселили в барак с отдельными комнатами. Взрослые работали в совхозе, которым руководила Анастасия Арсентьевна Захарова. Аня запомнила, что урожай в хозяйстве был лучше, чем у частников в поселке.

Бытовые условия тогда были скромные: вся мебель в комнате – две кровати да стол, иногда приходилось спать на полу. Но жизнь налаживалась, молодежь подрастала, устраивали танцы прямо в коридоре.

Отношения между всеми, были чудесные, никто никогда не ругался! – отмечает с теплотой Анна Александровна. – И всем всего хватало, жили как родные, душевно.

Снаряды для фронта

О начале войны узнали по радио. И вся жизнь сразу перевернулась. Отец ушел на фронт, мама, Пелагея Васильевна, заболела, и ее отправили в инфекционную больницу к трамвайному депо. Старшая сестра училась в Горьком, младшую увезли в Кистенево к добрейшей бабушке Акулине. И все хозяйство осталось на 13-летнюю Аню. Приходилось заниматься и домашними заботами, и навещать в больнице маму, и работать самой. Так тянулись дни, месяцы, а потом и годы.

Тогда знаковыми для Дачного были горы соли на берегу Оки. Отсюда шла узкоколейка, по которой в годы войны эту соль переправляли на «Заводстрой» (в будущем – «Капролактам»). Вдоль этой железной дороги по насыпи и ходила на работу девушка, когда устроилась рассыльной в отдел гособеспечения в Калининском райсовете. Всем, кто там трудился, выдавали по 400 граммов хлеба.

Ни отпускных, ни выходных не было, транспорт здесь не ходил, и Аня каждый день шла пешком пять километров до места работы, а потом обратно. Опаздывать было нельзя, даже на пять минут. За это наказывали. С подростков спрашивали как со взрослых, пайки хлеба не хватало, но никто не роптал – все понимали, что это связано с трудностями военного времени. И делали все, чтобы приблизить Победу.

По словам Анны Александровны, неплохо бы и сейчас в некоторых ситуациях ввести такую военную дисциплину на пользу делу.

Ее обычный день в те годы складывался из работы, тяжелого домашнего труда и учебы в школе. Девушке надо было принести воды из колодца, накормить корову, затем приготовить для себя обед – залить отруби водой и выложить на плиту. Так и питалась. А потом бежать в школу, к Пелагее Васильевне в больницу и на работу. По ночам бомбили. Немецкие самолеты прилетали и днем, проносясь вдоль Синючки. Было страшно.

Светлая полоса наступила позже, когда из больницы выписали маму, и с фронта по ранению вернулся с боевыми наградами отец. А до этого на долю Анны выпало немало других испытаний. Несмотря на юный возраст, она была смышленой девушкой и справлялась с самыми ответственными заданиями. Ей многое доверяли. Но если бы все время проходило в кабинете! Служащих отправляли и на рытье окопов, и погрузку боеприпасов.

С каждого предприятия, организации направляли туда людей, – рассказывает Анна Александровна. – Меня – на завод имени Свердлова грузить снаряды. Помню, что надо было из Растяпино по мосткам пройти километра четыре до Калининского Дома культуры, рядом с ним была трамвайная остановка. И дальше ехать до завода. Там стоял товарный поезд, и мы на носилках вдвоем доставляли к нему снаряды. В любую погоду, даже в 40-градусные морозы. Те, кто повыше, перегружали снаряды в вагоны. Кормили нас один раз в день – и мы были рады.

Все эти трудности наша собеседница изложила в стихах. Вот несколько строчек из них:

Все здоровье отдавали,

Чтобы победить врага,

Чтоб молодое поколенье

Не страдало никогда.

После войны жизнь наладилась: построили свой дом, завели подсобное хозяйство.

Нельзя воровать, обманывать

У Анны Александровны немало наград, среди них не перечесть благодарностей и почетных грамот, а самой первой была медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Ее вручили в мае 1946 года.

В мирной жизни она работала уже старшим экономистом-бухгалтером. И ее очень ценили на работе, в первую очередь за знания, умение разбираться в документах, основательность, старательность и ответственность. Иногда приходилось работать за заведующую ЗАГСом.

– В свою очередь, мне везло на хороших руководителей, – признается Анна Александровна. – Они всегда интересовались делами подчиненных, расспрашивали о жизни, увлечениях и пожеланиях. И никогда не оставляли в беде. Шли навстречу. Я могу привести немало таких примеров. Их человечности можно поучиться и некоторым сегодняшним нашим начальникам. Хотя и в настоящее время есть немало руководителей, которые профессионально относятся к своему делу и помогают людям. Так, я с большим уважением отношусь к Ивану Николаевичу Носкову, Валерию Анатольевичу Чумазину, Борису Степановичу Симагину и другим. Всегда чувствовала их поддержку. Так держать!

Дальнейшая рабочая жизнь Анны Александровны также была связана с цифрами, с которыми Царёва всегда была «на ты». Трудилась на различных предприятиях города. И всегда следовала одному принципу – нельзя воровать, нельзя обманывать! Он всегда верно служил ей. На пенсию, с 42-летним трудовым стажем, ее проводили с почетной грамотой за многолетний и добросовестный труд.

Но она по-прежнему остается активным, неравнодушным к происходящим вокруг событиям и творческим человеком. На 75-летие Великой Победы она стала участником акции «Эстафета победы» в Дзержинске, которую организовал областной Совет ветеранов. На этой встрече Анна Александровна читала стихи своего сочинения о военном времени. Народу было много: и учеников, и студентов, и взрослых людей. После выступления многие скандировали: «Молодец!», «Родину никому не отдадим».

Патриотизм у нее в крови. Как и тогда, в военные 40-е, Анна Александровна гордится нашей страной и верит в ее счастливое будущее:

Вы там за границей

Учтите навсегда,

Что русский народ

Не сломить никогда!

Наталья ЧЕСНОКОВА. Фото Петра Трескина и из архива Анны Царёвой

Оставить комментарий