Дзержинск в военные годы был пионером в выпуске дефицитных гражданских товаров


02.10.22 11:05

Спички не хуже английских

Газета Город трудовой доблести

Наряду с производством стратегической продукции для фронта, тех же взрывчатых веществ, бронекозырьков для самолетов, смотровых стекол для танков и перископов подводных лодок, горючего, Дзержинск в военные годы стал пионером в выпуске дефицитных гражданских товаров.

Вскоре после начала войны в городе опустели магазинные полки. Исчезли не только продукты, но и одежда. Еще в 1940-м не всегда можно было купить даже спички и мыло, через год их не стало вовсе. В условиях повального дефицита нужно было принимать срочные меры, иначе город и его жителей ждали непредсказуемые последствия. И здесь Дзержинск оказался на высоте, справившись со многими трудностями военного времени.

Мыло выпускали на… мясокомбинате

Некоторые жители частных домов варили мыло в своих сараях. Препротивное, сильно пахучее дело требовало соблюдения определенной технологии, которая у всех была разной. Тайком с завода приносили каустическую соду, доставали касторовое масло и стеарин, смешивали их в определенной пропорции с водой, варили, охлаждали, добавляли соль или соду, снова варили. Пробовали, не щиплет ли язык.

Иногда на стадии приготовления случались казусы. Если каустик заливали водой, а не наоборот, вода сильно нагревалась, интенсивно выделяя ядовитые пары. Но такое случалось у начинающих мыловаров. Опытные же мастера готовое мыло резали на куски и уже на следующий день несли на рынок, чтобы обменять на что-то съестное.

Но 50-100 кусков примитивно изготовленного мыла было ничтожно мало. Из-за его отсутствия возникла угроза распространения инфекций. Чтобы решить одну из острых проблем гигиены населения и восполнить возникший дефицит, городские власти приняли решение организовать местное производство хозяйственного мыла, благо для этого было всё необходимое сырье. Создали производство на городском мясокомбинате, где было достаточно животного жира. А гидроксид натрия и другую химию поставлял «Заводстрой» («Капролактам»).

Наряду с мясопродуктами это предприятие стало тоннами выпускать мыло. В 1943 году, например, было изготовлено 22,2 тонны этого моющего средства. Так, в Дзержинске была решена важная проблема антисанитарии.

Сахарин конфеты заменил

Во времена, когда населению не хватало хлеба, о сладостях большинство даже не думало. Но это взрослые. Детям же это было не объяснить – им всегда хотелось сладкого. И выход был найден.

Городской пищекомбинат наладил низкое по себестоимости производство по выпуску заменителя сахара – сахарина. Основной компонент его – толуол, как и некоторые кислоты, поставлял «Заводстрой». Бесцветные кристаллы сахарина хотя и плохо растворялись в воде, зато этот искусственный подсластитель был в 300(!) раз слаще сахара. При этом не разрушал зубы.

Но не все знали, что сладкий суррогат с привкусом металла не обладает питательными свойствами, присущими свекольному и другим видам сахара, так как совершенно не усваивается организмом.

Зато на стакан кипятка хватало всего пары крупинок сахарина. Потому-то он пользовался большим спросом. Но при длительном употреблении сахарин вызывал недержание мочи, чем страдали многие дети в военное время.

У «дзержинки» пламенный характер

В войну был весьма расхожим среди курящих, да и не только среди них, вопрос: «спички есть?» Они были таким же дефицитом, как хлеб, сахар и мыло. Поэтому инженеры центральной заводской лаборатории Чернореченского химзавода придумали, как устранить нехватку этого продукта.

Известные уже изобретатели, в их числе Григорий Стронгин, автор «коктейля Молотова», предложили наладить выпуск спичек в Дзержинске по своей рецептуре. Вместо обычных 16 компонентов в состав новых спичек они ввели всего шесть. Расход остродефицитного сырья сокращался в восемь раз. За счет этого себестоимость таких спичек становилась значительно меньше, а технология изготовления проще традиционной.

Наладить их выпуск было поручено Дзержинскому промкомбинату. И в 1942 году в продаже за 15 копеек появились зеленоватые коробочки размером шесть на семь сантиметров с надписью: «Дзержинка». В них находились бестёрочные (сесквисульфидные) спички местного производства. Они хорошо горели при любой погоде и зажигались о любой твердый предмет (подобные спички были изобретены в конце XIX века в Европе и сейчас выпускаются в ограниченном количестве для армейских нужд в США и Англии).

Но для удобства одну из поверхностей коробочки покрывали наждачной пылью, о которую и зажигались спички. В результате массового выпуска зеленоватых коробочек дефицит в спичках в городе был устранен.

Вместо галош – бурки

Горпромкомбинат (иногда его называли по району расположения Чкаловским), на котором стали выпускаться спички, изготовлял для населения столярные и кузнечные изделия. При нем были часовая и швейная мастерские. А также был налажен выпуск керамической и деревянной посуды, детских игрушек.

В 1943 году подобные промкомбинаты появились в Калининском и Свердловском районах Дзержинска (город тогда был поделен на три района). В 1945 году все три промкомбината дали продукции на 2362,8 тыс. рублей.

В составе промкооперации для обеспечения населения ширпотребом активно работали артели: «Швейник», «III интернационал», «Прогресс», «Торгин», «Промгужтранс», «20 лет комсомола» и «Имени 8-го Марта». Они занимались пошивом, ремонтом и реставрацией обуви и одежды, ремонтом мебели, перевозкой грузов и многими другими важными для жизнедеятельности города работами. Выпуск их продукции и услуг в денежном выражении составлял в 1940 году 3328 тыс. рублей, а в 1945 году – уже 5323 тыс. рублей. В годы войны в городе появились и мастерские по пошиву одежды для воинов.

Вместо кожаных туфель большинство женщин ходило в галошах. Обуть их в лучшую обувь взялся заработавший с весны 1944 года кожзавод. Ежемесячно он выпускал пятьсот пар обуви.
В то же время на заводе им. Я.М. Свердлова было освоено производство подошв и обуви из полихлорвиниловой смолы. А в первую очередь в Дзержинске был организован пошив из местного сырья теплой обуви – бурок.

В Дзержинске выпускались и другие дефицитные товары: краска, трикотажные изделия, печки-времянки, мочалки, щетки и прочая необходимая продукция. Так, тот же завод им. Я.М. Свердлова изготовлял сухое горючее, хозяйственные изделия из пластмасс, завод «Заря» – осветительные керосиновые лампы и эмальпосуду. В помещении магазина «Динамо» открылась мастерская по изготовлению поделок из папье-маше. В условиях сплошного дефицита руководство города организовало целый ряд производств.

Почему закрылись вытрезвители

Непременно найдутся читатели, которые спросят: «А как преодолевался водочный дефицит?» Его просто-напросто не существовало. Но негласно действовал «сухой» закон, и были определенные ограничения. В то же время спрос на водку значительно упал. Пьяных в войну на улицах не встречалось. С этим стало строго. Подвыпивших на производстве рабочих, даже с запахом, тут же отправляли на фронт.

Да и водка стала дорогой. До войны поллитровка стоила 11 рублей 50 копеек, а с начала войны ее цена поднялась до 30, а в дальнейшем до 60 и 80 рублей. Отпускали водку только по карточкам: одну бутылку лишь раз в месяц, да и то не всегда. Кто-то из-за этого страдал. Ведь на рынке за бутылку «зеленой» в 400-500 рублей нужно было отдать всю зарплату. Немного находилось желающих выпить за такие деньги. Наверное, поэтому с 1 августа 1942 года в городе закрыли медвытрезвители.

Следует отметить, что на рынке торговля водкой и табаком была запрещена. Продавалась она только из-под полы. Например, за продажу махорки грозил штраф в 100 рублей или принудительные работы на один месяц. Но раз был спрос, находились и рисковые люди. Одни разными путями выносили спирт с заводов, другие его продавали. Были случаи арестов. По закону «о трех колосках», как его именовали в народе, или «указу 7-8» – так его назвали в блатной среде (помните фильм «Место встречи изменить нельзя», где это упоминалось), за хищение соцсобственности, согласно постановлению правительства от 7 августа 1932 года, нарушители карались лишением свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества.

Вот так обстояли дела с дефицитным спиртным. Но это был не жизненно важный продукт. По мылу же, спичкам, сахарину и ряду других продуктов и товаров ситуация в городе была значительно сглажена, и заметного раздражения у населения не возникало.

Вячеслав САФРОНОВ. Фото из архива редакции

Оставить комментарий