Участником событий на Кубе 60-летней давности был житель Дзержинска Константин Дрягин


09.10.22 06:55

Уроки Кубы

Газета Страницы истории

Ровно 60 лет назад мир потряс Карибский кризис, отголоски которого были слышны во всех уголках земного шара. Тогда человечество стояло на пороге ядерной войны из-за противостояния США и СССР, вставшего на защиту Кубы. В рамках блестяще проведенной секретной операции «Анадырь» в начале августа 1962 года на Остров свободы прибыли первые советские корабли с баллистическими ракетами.

Наша ракетная дивизия не имела задачи нанести упреждающий ядерный удар по США, а должна была сдержать действия агрессора. И это ей удалось. В октябре конфликт был погашен. Участником тех исторических событий стал наш земляк, военный радиотелеграфист Константин Дрягин, который поделился с читателями «Дзержинских ведомостей» своими воспоминаниями.

Вызвался добровольцем

В то время первым секретарем ЦК КПСС в нашей стране был Никита Хрущев, а президентом США Джон Кеннеди. Отношения у нас с Америкой были не самыми лучшими, если не сказать хуже. Были споры по размещению ракет, по территориальной целостности и другие. Конечно, мы об этом знали из разных официальных источников, – начал свой рассказ Константин Андреевич. – Перед призывом в армию в 1958 году я уже работал в Дзержинске на «Заводстрое» (ныне – «Капролактам»), на котором потом прошла вся моя трудовая деятельность. Когда пришла повестка, приехал на призывной пункт, располагавшийся в Барачном переулке в районе Северных ворот. Было это 20 ноября. Нас посадили на московский поезд, доставили на Краснопресненскую и уже оттуда – к месту постоянной службы, в Калининград.

Через некоторое время меня направили в военное училище связи в латвийском городе Добеле. По его окончании получил специальность радиотелеграфиста. Дальнейшая служба проходила в 81-м отдельном Гвардейском батальоне связи 1-й Московско-Минской дивизии орденов Суворова и Кутузова. Моя специальность была одинаково востребована как в сухопутных войсках, так и на флоте.

Наступил 1962 год, когда Республика Куба во главе с Фиделем Кастро объявила суверенитет и отделилась от США. Разразился скандал. Американцам не хотелось расставаться с островом. На Кубе у них были свои интересы: на севере располагалась военно-морская база, на побережье – роскошные курорты, пляжи, туристические объекты. Американцы пытались вернуть остров силовым путем. Ситуация накалялась. На Острове свободы (как называли Кубу) не существовало своей регулярной армии, поэтому Фидель Кастро обратился за военной помощью к Советскому Союзу. И она была оказана. Советский Союз нуждался в размещении своей военно-морской базы под носом Пентагона.

Как нам тогда объяснили, на Кубе не хватало военных специалистов, и зашел разговор о добровольной помощи, – вспоминает Константин Дрягин. – И вот однажды нас собрали в Ленинской комнате, и замполит, рассказав о ситуации в братской стране, предложил направить туда лучших связистов. Я поднял руку и дал согласие помочь Кубинской революции. После инструктажа и соответствующей подготовки вместе с другими
военнослужащими отправился на новое место службы.

Путь по воде до Кубы занял не одну неделю. Эскадренный миноносец 40-го проекта (сегодня они уже сняты с вооружения) прошел Эстонию, Финляндию, Швецию и вышел в Атлантику, взяв курс в порт назначения.

По словам Константина Андреевича, дорогу он перенес хорошо, на эсминце были нормальные условия для быта, неплохое питание, давали даже шестиградусное вино, чтобы легче переносилась жара. По крайней мере, он не жаловался на здоровье и, как сам говорит, никогда не болел простудными заболеваниями.

Конечно, на самой Кубе акклиматизация многим дала о себе знать. Другой часовой пояс и большая влажность. По словам Дрягина, выстиранное белье было трудно просушить за день. От материка Кубу отделяет пролив шириной в 40 километров, и в погожие дни можно было разглядеть очертания американского берега. А сам главный остров (Куба представляет собой архипелаг островов, расположенных в Карибском море) состоит в основном из плоских и холмистых равнин и горной цепи с крутыми склонами в юго-восточной
части.

На острове Константин Дрягин нес привычную службу, обеспечивал связь и со своими обязанностями, как и другие советские военнослужащие, справлялся на отлично. Пребывание наших частей и подразделений на Кубе сопровождалось постоянными вооруженными столкновениями с силами внутренней контрреволюции и отдельными группами высадившегося десанта США.

Главный удар американской авиации по кубинским и советским объектам ожидался в ночь с 26 на 27 октября. Тогда совместно с РВС Кубы было схвачено 440 контрреволюционеров организации «Альфа-66», подготовленных для осуществления государственного переворота. Удачное проведение этой операции и несколько успешных ракетных пусков не дало возможности высадить десант.

И тогда всплыли наши подлодки

«Черная суббота» 27 октября, считавшаяся днем, когда мир как никогда близко подошел к опасной черте, в том числе в связи со сбитым над Кубой американским самолетом-разведчиком U-2, могла быть не единственной. Случались эпизоды и в море.

  Вот что рассказал по этому поводу Константин Андреевич:

– К концу дня, когда мы были в нейтральных водах, нас догнали два крейсера ВМС США, приказав нашему командиру остановиться и приготовить корабль к досмотру. Но капитан ничего не ответил, и мы шли по курсу вперед. Американцы еще дважды повторили свой приказ и пошли на абордаж. Ситуация обострилась. Капитан приказал радисту связаться с Москвой. Там ответили: «Идите намеченным курсом».

Напряжение нарастало. Положение было критическим. Время, казалось, остановилось. Тогда командир обратился к экипажу и произнес свою речь, от которой кровь стыла в жилах. Все понимали, в какой мы ситуации, но никто не струсил. Командир приказал своим четким и зычным голосом: «Приготовиться к торпедной атаке!». Щелкнули затворы торпедных аппаратов. Все молчали. Время шло на секунды.
И вдруг – новый приказ из Москвы: «Не вступать в единоборство с американскими кораблями!». А если бы у кого-то не выдержали нервы, и он нажал бы на кнопку «пуск»?

На самом деле, морской бой быстротечен и непредсказуем. Мы были в выгодном положении и могли потрепать корабли противника, но выйти из боя победителями – нет. Силы были неравными. Американцы знали, на что способны наши моряки. Знали и боялись, что мы не сдадимся без боя. Не зря они направили на перехват двух своих матерых волков против молодого медведя…

Но охота не удалась. В это время, как по команде, с правой и левой сторон американских кораблей всплыли две наши подлодки. Корабли тут же сбросили ход. На море штормило. В дрейф входить нельзя – может произойти столкновение. Мы держались в 5-7 кабельтовых от кораблей противника (один кабельтов – 185,2 метра). Шли долгие и мучительные переговоры.

И вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучал приказ для командиров американских кораблей: «Освободить проход для советского эскадренного миноносца без каких-либо условий. Предупреждений не будет. На размышление даю 15 минут. Время пошло. Адмирал Балтийского флота Седов».

Воцарилась гробовая тишина. У всех взгляд устремился на стрелки часов. Проходят 5, 7, 9 минут. Сердце стучит, как молот, и тут раздался четкий шум винтов уходящих американских кораблей. В душе была досада: как будто бы меня кто-то жестоко оскорбил, когда легче умереть, и было бы всем легко и хорошо.

Время шло к ночи. За бортом было тихо и тепло. Лишь легкий ветерок играл в полотнище
Андреевского флага…

Вместо эпилога

Узнав, что на Кубе уже собрана боеспособная группа войск, и что в случае нападения на остров может последовать ответная реакция, Кеннеди продолжил дипломатические переговоры, которые в итоге удовлетворили обе стороны. Советский Союз хотя официально и свернул свою операцию, но добился главного: демонтажа американских ракет в Турции и публичного обещания США не нападать на Кубу.

Сравнивая случившееся тогда и происходящее сегодня, есть некоторое сходство: США считали неприемлемым нахождение под боком враждебной им Кубы, а Россия в 2022 году считает неприемлемым аналогичную ситуацию с Украиной.

Почему в Карибском бассейне не дошло до боевых действий? По мнению сегодняшних экспертов, наиболее очевидный ответ: для того чтобы избежать войны, нужно иметь желание сторон договариваться друг с другом. В 1962 году оно явно было не только у нашей страны, но и у США (хотя бы у их президента в отличие от военных).

Есть мнение, что ключевым отличием двух конфликтов, разделенных 60 годами, является наличие в настоящее время у Штатов принципиально иного по своим способностям президента. По оценке Никиты Хрущева, высказанной в его мемуарах: «Из всех президентов США, которых я знавал, Кеннеди – человек с наиболее высоким интеллектом, умница, резко выделяющийся на фоне своих предшественников».

Иван ПЕТРОВ. Фото из открытых архивов

В тему

Известно, что американцы проводили эксперимент: сажали в трюм корабля сотню солдат и выходили в штормовое море. Через трое суток их силы были вымотаны до предела. Комиссия заключила, что скрытно через океан в тропическом климате переброску войск произвести невозможно. А русские все выдержали! Президент США Джон Кеннеди, узнав об этом, заявил: «Если бы у меня были такие солдаты, весь мир был бы под моей пятой!»

Из истории конфликта

Суть противостояния заключалась в том, что СССР решил разместить на Кубе баллистические ракеты средней дальности Р­12 и Р­14 с ядерными боеголовками, способные достичь большинства стратегических объектов на востоке и в центральной части США. Делалось это для установления паритета – в 1961 году американцы начали размещать около турецкого города Измир ракеты средней дальности PGM­19 «Юпитер» с радиусом действия 2400 километров. То есть они напрямую угрожали Европейской части СССР. Между тем американцы не оставляли надежды вернуть под свое влияние Остров свободы, готовя туда большое вторжение, что и повлияло на решение руководства СССР разместить на Кубе ракетно­ядерные силы, обычными средствами ее было не защитить. Так, по просьбе правительства Фиделя Кастро, была проведена специальная операция, получившая название «Анадырь».

Оставить комментарий