Дизайнер из Дзержинска Рустам Адюков создает уникальную обувь


06.11.22 06:23

«Хрустальный башмачок» Рустама Адюкова

Газета Есть такая профессия

«Эхо карпатских гор», «Принцесса на горошине», «Сны северных богов», «Иван-чай», «Перекати поле», «Решетихинский колокольчик» – в этом мире волшебных и сказочных названий, которые носит уникальная арт-обувь, живет и работает дизайнер из Дзержинска Рустам Адюков.

Почти четверть века созданные им настоящие произведения искусства хранятся в музеях и частных коллекциях в нашей стране и за рубежом, представляются на престижных выставках и занимают первые места. Сегодня единственный из россиян, удостоенный в 2007 году национальной премии Франции ESCARPIN DE CRISTAL – «Хрустальный башмачок», согласился ответить на наши вопросы.

– Скажите, почему в своем творчестве вы решили сделать акцент на традиции, сказки?

– Эта идея совмещения различных художественных промыслов и декоративно­­прикладного искусства, создание «живых» объектов, легло в основу разрабатываемого стиля с самого начала моей работы. Изучая мировой опыт, я всегда был восхищен тому, как много внимания уделяется декоративно­­прикладному искусству, народным промыслам, и тем, как грамотно они соединяются с современным дизайном.

Однако в России это направление становится актуальным только в последние годы. Отсюда основной задачей моих коллекций стал поиск ответа на вопрос: что такое современный русский стиль сегодня. География и традиции народов нашей страны, богатое художественное наследие, открывают большие возможности для творчества и создания уникального направления в сфере дизайна, в моем случае – обувного.

– В каком возрасте вы поняли, что хотите связать свою жизнь с созданием обуви?

– Впервые я попробовал создавать ее во время учебы в художественной школе. Позже, имея за плечами определенный жизненный опыт, не имеющий отношения к миру творчества (за плечами Рустама были армия, учеба в Волго­-Вятской академии госслужбы, участие в первой чеченской кампании – Авт.) стал работать в разных направлениях, связанных с дизайном.  Обувь для меня – предмет искусства, аксессуар и особое направление в мировом дизайне. Она стала для меня источником вдохновения, способом реализации художественных идей и делом жизни. Моя первая коллекция была представлена в 1998 году.

Почему именно обувь стала объектом самореализации?

– Возможно, из­за совокупности фактов, впечатлений и философии. Обувь с древнейших времен была для человека не только утилитарным предметом. Легенды наделяли ее свой­ствами сакрального характера, дающего владельцу необыкновенные силы, соединяющие его с землей.

– Сколько времени проходит от рождения идеи до ее реализации?

– Обувная пара может строиться годами – если это предмет искусства. Например, я создал колодку с оригинальной формой носовой части в 2004 году и разработал на нее пару женских туфель-­­лодочек. Так вот, этот проект длится и собирается до сих пор, уже 18 лет. В индивидуальном пошиве подобного ожидания нет, здесь срок от 6 месяцев до года.

Эскизная работа, как и любой творческий процесс, не имеет временных ограничений. Бывает, образ возникает сразу, приходит понимание, что делать. Иногда наоборот: идешь к образу от материала. Точкой отсчета может стать случайно попавший в руки образец ткани, фактура дерева, увиденная вышивка, роспись.

Недостаточно просто использовать материал. Нужно рассказывать визуальную историю, где этот материал – один из главных героев.

В создании обувной пары есть свои правила, ограничения. Работа дизайнера­­практика включает в себя не только создание образа, концепции, эскиза, но и техническую часть, работу со значительным количеством мастеров другого профиля. Сегодня одно из моих направлений – коллекции в «современном русском стиле», причем не только «от кутюр», но и для широкого использования.

– Так с какими «главными героями», то есть материалами, вы работаете при изготовлении обуви?

– Я экспериментирую не только с новыми материалами, но и с традиционными народными ремеслами. Стараюсь выходить за рамки стандартного восприятия пары обуви. За время практики использовал лозу, мореный дуб и бразильский орех, бивни мамонта и зуб кашалота, кожу ската и игуаны, стекло, фарфор, янтарь, драгоценные камни, керамику, мех оленя, бобра, пробку, сталь и серебро, алюминий… Это лишь часть материалов, применяемых в создании коллекций.

– Так же разнообразны и приемы техники, например, роспись, вышивка, плетение? Кто воплощает их в жизнь?

– Перечислять все приемы, которые я применяю, можно очень долго. Особенно горжусь использованием старинных ремесленных техник Нижегородской области: золотного шитья, вышивки, работа мастеров Нижегородского гипюра. Использовал и исчезающие ремесленные практики – плетение из сосновых игл, конского волоса. Сотрудничаю с мастерами из Палеха, Федоскино, Хохломы.

В работе над дизайном и концепцией своих коллекций часто использую ювелирные изделия, дорогостоящие материалы. Все это делает предмет обуви уникальным. Любая деталь дизайна, будь то вышивка, роспись или ювелирная работа, применяется не просто так, а строго подчинена общему образу и концепции. Это исключительно моя работа. Всё закладывается в эскиз.

При практическом исполнении сотрудничаю с исключительными мастерами своего дела. Бывает, что мы вместе меняем детали, вносим коррекцию: прислушиваюсь к советам, учусь. За время практики удалось поработать с педагогами-­­мастерами ДПИ – Татьяной Васильевой (плетение из сосновой иглы, бересты), Александром Степановым (резьба по дереву), Татьяной Заблоцкой (художественная вышивка). В Палехе активно сотрудничаем с Натальей Козловой-­Ларионовой, мастером лаковой миниатюры.

– О чем марка ADYUKOV?

– ADYUKOV – это традиции и актуальный дизайн. В основе идеи – создание национального бренда нового звучания, соединяющего современный дизайн и традиционные техники. Над каждой парой обуви работают самые разные мастера своего дела: ювелиры, резчики, краснодеревщики, ткачи, вышивальщицы, чеканщики. Смело могу сказать, что компания соединила в себе работу множества профессионалов.

Мы стремимся показать традиционную русскую визуальную культуру и современный дизайн как особенное явление, которое может появиться только в России, транслировать ценности и художественный опыт старинных ремесел в современную культуру.

– Что значат для вас награды от профессионального сообщества, которых у вас множество?

– Они крайне ценны для меня. Это стимул развиваться, двигаться дальше. Действительно, мои работы хранятся в частных и государственных коллекциях в России и за рубежом. Так, художественная пара «Асиситы» с 2021 года хранится в постоянном фонде музея «Эрмитаж». За время творческой деятельности я создал порядка девяти коллекций, включающих от 6 до 8 предметов.

Есть престижные награды. Но выставки, премии – не самоцель дизайнера. Они важны как способ оценки работы, возможность представить свои идеи широкому зрителю, профессионалам. Также важно знать актуальные направления, художников, особенно в такой узкой сфере, как дизайн обуви.

– Сегодня вопрос развития и увеличения роли малых городов и территорий является одним из приоритетных направлений развития страны. Немаловажная роль в этом отводится искусству. Что в ваших планах?

– Я считаю, что территориям необходимо делать ставку на свои неординарные, самобытные стороны, продвигать современный креативный продукт, отражающий культуру и местные особенности, вкладываясь в креативный человеческий потенциал. Следовать девизу: уникальная земля – уникальные люди.

Одним из направлений моей сегодняшней работы стала разработка нового локального бренда Дзержинска, моего родного города, который соединит в себе легенды и красоту нашей природы, креативные и ремесленные практики, станет предметом, который расскажет об истории Сеймовского Междуречья.

Беседовала Наталья ЧЕСНОКОВА. Фото из архива Рустама Адюкова

Оставить комментарий