Заместитель главврача дзержинской больницы стал «Отличником здравоохранения»


04.12.22 07:11

Отличный доктор

Газета Есть такая профессия

Александр Пигин называет себя вечным студентом. Несмотря на медицинский стаж длиною в четверть века до сих пор не устает (и даже любит!) учиться. Его, кандидата медицинских наук, в свое время приглашали работать на кафедры во многие вузы. Но для него проблемы выбора между наукой и лечением больных никогда не было: только практика! Чем не повод рассказать о заместителе главного врача ГБУЗ НО «Городская больница № 2 г. Дзержинска» – присвоение ему звания «Отличник здравоохранения».

Буду лечить

В роду Пигиных были медики. Бабушка по материнской линии работала фельдшером. А двоюродная бабушка со стороны отца – Надежда Федоровна Пигина – так и вовсе была первым главным врачом Дзержинского тубдиспансера. Но не только поэтому юный Саша захотел стать доктором.

– В старших классах я заболел воспалением легких и попал сюда, в пульмонологию, – вспоминает Александр Вячеславович. – В палате со мной лежали тяжелые больные: многого я насмотрелся. Вот тогда и решил для себя раз и навсегда: буду лечить людей.

После восьмого класса подал документы в медучилище. Но директор и классный руководитель уговорили паренька вернуться в школу: он был на очень хорошем счету. И силен в точных науках. Учитель математики вздыхала: мол, зачем тебе медицина – ты «закапываешь» свой талант. Но он видел цель и не видел препятствий. В УПК осваивал «медицинское дело», а летом подрабатывал санитаром в БСМП.

Ему, медалисту, для поступления в вуз достаточно было сдать первый профильный предмет на отлично, что он и сделал. Свой выбор остановил на терапии. Для хирургии посчитал себя излишне эмоциональным, а гинекология показалась довольно узкой специальностью.

Нижегородскую медакадемию окончил в 1997 году. Естественно, с красным дипломом. Но в те сложные годы даже «корочки» не помогли ему устроиться туда, куда хотел. И Александр Пигин начал свой трудовой путь участковым терапевтом в 4‑й поликлинике. Правда, буквально через несколько месяцев его пригласили в стационар 2‑й больницы, а именно – в отделение кардиологии. И он, получив соответствующую специальность, стал кардиологом.

Мой труд не был напрасным

Так сложилось в отечественной медицине: практикующим докторам некогда заниматься наукой. Ученые степени получают единицы. И Александр Вячеславович – один из немногих. На кандидатскую диссертацию его сподвигнул профессор Александр Вячеславович Суворов. Под его руководством молодой тезка работал над темой «Особенности ремоделирования миокарда у больных, перенесших инфаркт миокарда».

– После инфаркта у человека меняется модель сердца, и у каждого по-разному, – простыми словами объясняет суть своей работы доктор. – Используя определенные методики и исследования, можно выявить, какие это будут изменения, и выяснить, как их минимизировать. То есть, попросту говоря, как после перенесенного инфаркта максимально вернуть сердце к изначальной, здоровой модели.

Тому, как он тогда всё успевал, Александр Вячеславович удивляется сейчас и сам. И лечить, и заниматься наукой. При этом семью – жену и двоих детей – никто не отменял. А ведь для написания работы нужно было проводить множество исследований, штудировать литературу, ездить в командировки и (опять!) многому учиться. К примеру, доктор Пигин освоил УЗИ сердца: в основном для себя, потому что для регулярной работы в этом направлении нужна постоянная практика. Но зато сейчас он читает не только заключение УЗИ, но и видит саму суть исследования.

Кандидатом медицинских наук Александр Пигин стал в 2006 году. Увы, но на вопрос, были ли внедрены его научные разработки в практику больницы, отвечает отрицательно:

– В те годы на базе нашего медицинского учреждения это было технически невозможно. Возникла необходимость в спецоборудовании и технике, а у нас тот же аппарат УЗИ чуть ли не один на всю больницу был.

– Но я точно знаю, что в некоторых клиниках подобные методы внедряются. Уж не знаю, мои или нет, – смеясь, добавляет доктор. – Поэтому даже не допускаю мысли, что труд мой был напрасным. Как минимум, он принес огромную пользу мне, как специалисту (с каким огромнейшим количеством умнейших людей я познакомился!), и моим пациентам, которых я лечил и продолжаю лечить.

После получения первой ученой степени Пигину поступило множество предложений. Но при этом его сразу предупредили: о больнице придется забыть – теперь только писать «докторскую» и читать лекции студентам. И он, даже несмотря на некоторые обиды коллег, не согласился: не для того я в институте учился, чтобы от лечения больных отказываться!..

Нет – скуке и однообразию

А лечить он, действительно, любит. Просто – это дело его жизни.

– Конечно, пациенты встречаются разные, – улыбается Александр Вячеславович. – Не все благодарят. Бывает, и обижаются, и жалобы пишут. Это нормально: всем не угодить. Но несмотря ни на что, мне до сих пор хочется помогать людям. Я и молодых коллег так учу: относитесь к окружающим так, как хотите, чтобы они относились к вам.

Сейчас много современной техники (и это здорово! она очень помогает!), но всё же не стоит забывать о старых «дедовских» методах. К примеру, зачастую простым стетоскопом можно услышать больше, чем увидеть с помощью аппарата УЗИ. Как бы странно это ни звучало. Говорю молодым докторам: «Вы сначала осмотрите больного, поговорите с ним, послушайте его, а уже потом читайте различные заключения».

В послужном списке врача Пигина – работа в терапии, в кардиологии, в пульмонологии. Всё потому, что он не любит, когда скучно и однообразно.

– В ­чем-то узкая специализация и хороша, но иногда она ограничивает круг видения врача, – считает он. – Да, может, он в своей области и отличный специалист, но всё же человек – это единое целое. Когда кардиолог не знает, что назначить при язве желудка, это уже неприлично. И терапию я как раз люблю за то, что она дает больше возможностей реализовать себя в разных областях. Хотя, конечно, кардиология – это моя первая и главная любовь.

В первую очередь я – врач

В 2007 году Александр Пигин стал заведующим 1‑м терапевтическим отделением, совмещая лечебную деятельность с административно-­хозяйственной. А два года назад возглавил отделение, оказывающее медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID‑19.

– Конечно, первое время было страшно, – рассказывает он. – Коллеги меня чуть ли не как на эшафот отправляли к больным, в полном обмундировании. Никто не понимал, что это за болезнь и как с ней бороться: рекомендации Минздрава менялись постоянно, не было специфических препаратов. Да, было много смертей – чего скрывать. Но не потому, что мы плохо работали. Мы делали всё, что могли. Даже когда уже знали, что человека не спасти, всё равно боролись за его жизнь до конца. Тяжело было пропускать всё это через себя. И знакомые уходили, и родные, и коллеги… Я и сам болел коронавирусом. Тяжело, с пневмонией, лежал под кислородом. Думал, дома вылечиться, да супруга не послушала – отправила меня сюда, в больницу.

Светлана Викторовна – тоже врач. Работает пульмонологом в Нижегородском клинико-­диагностическим центре. Мужа всегда и во всем поддерживает: воскресенье, вечер – и на работу? Ну, надо – значит надо. Они вместе уже девятнадцать лет. Дети – Ирина и Иван –  по стопам родителей не пошли, выбрали компьютерную стезю. Дочь уже работает программистом в крупной компании, сын еще учится.

– Нельзя без желания идти в медицину, – отвечает Александр Вячеславович на вопрос, почему не настоял на выборе профессии. – Вот вам и ответ, куда пропадают выпускники мединститутов. К нам – только по зову сердца. Как ни банально это звучит, но врач должен любить людей – без этого нельзя.

Как нельзя и без постоянного самосовершенствования. Благо, сейчас множество курсов можно проходить онлайн. И доктор этому несказанно рад. По секрету скажем вам, что он даже успел получить второе высшее образование: в университете Лобачевского по специальности «государственное и муниципальное управление».

А в прошлом году Александра Пигина назначили заместителем главного врача по клинико-­экспертной работе. Но опять же при условии, что он будет продолжать совмещать практическую деятельность.

– Пока успеваю, – говорит он. – Административная работа занимает много времени, но я никогда не забываю, что в первую очередь я – врач. В зоне моей ответственности – выдача больничных листов, подготовка всех локальных актов, проведение различных комиссий, взаимодействие с ФОМС, Роспотребнадзором, Росздравнадзором.

На последний вопрос – о награде – скромно замечает:

– Спокойно отреагировал. Приятно удивило, как много пациентов меня с ней поздравило. Вот это действительно здорово! Потому что мнение людей мне дороже официального признания.

Екатерина КОЗЛОВА. Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий