Майор полиции Геннадий Сизов учит ответственности дзержинских подростков


12.12.22 07:12

Полицейский папа

Газета Есть такая профессия

Только глянешь в его ласковые глаза с озорным прищуром и тут же понимаешь, что такому человеку солгать нельзя. Говорить правду и уметь нести ответственность за свои поступки – именно этому учит подопечных майор полиции Геннадий Юрьевич Сизов. Сегодня старший инспектор по делам несовершеннолетних городского отдела полиции № 2 – герой нашей традиционной рубрики «Есть такая профессия».

Из ППС в работу с подростками

Не мечтал Гена в детстве стать милиционером, хотел работы более духовной. Хоть и вырос в селе Наваты Пильнинского района, и на земле привык работать, но как мальчишкой взял в руки гармошку, так и не смог с нею расстаться. После школы поступил в Борское училище культуры. Отучился год, призвали в армию. И уже во время срочной службы, которую проходил в Германской Демократической Республике, для себя усвоил, что форма настраивает на дисциплину. Но после увольнения из армии вернулся в училище, а окончив его, устроился в родное село руководителем клуба.

А через два года пришлось сменить место жительства на Дзержинск. Молодой человек выбрал для себя работу по охране общественного порядка – в патрульно-­постовой службе. Через пять лет работы пришел на должность инспектора по делам несовершеннолетних. Ну, раз остался в органах, то и образование соответствующее получил – окончил Елабужскую школу милиции.

– Вот уже более тридцати лет, с 1991 года, я служу в органах внутренних дел, и 26 из них – работаю с подростками. Знаком со многими, зачастую встречаю уже повзрослевших бывших хулиганов, они меня узнают, приветствуют, – улыбается мой собеседник.

Да и как не поздороваться с тем, кто научил тебя жить, а для многих стал не просто Геннадием Юрьевичем, а вторым папой?

Все проблемы – из семьи

С подростками общаться нелегко, об этом знает каждый родитель. А с трудными – вдвой­не. Основная обязанность Геннадия Юрьевича заключается в выяснении причин, побудивших подростков на правонарушение и пресечение противоправных действий в дальнейшем.

Немало примеров из жизни приводит майор Сизов и объясняет, почему дети идут на преступление. Главная причина во всех случаях одна – нехватка внимания. Большинство трудных подростков выросло в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, а дети предоставлены сами себе. Один из подопечных Сизова совершил кражу. При этом он не достиг возраста наступления уголовной ответственности, 14 лет. Мальчишку поместили в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Озлобился ли он там?

– Вряд ли, потому что обиды на меня никто не держит,  – отмечает Геннадий Юрьевич. – Прихожу спустя время в школу, проверить, как у мальчишки дела. А он, завидев меня, начал на школьном турнике сальто крутить и хвалиться: «Видели, Геннадий Юрьевич, как я умею!». Недополучают ребята внимания в семейном общении, поэтому моя оценка для него важна, а мне, в свою очередь, очень приятно, что ребята обращаются за советом.

– Нет у нас плохих детей, на их поведение влияет множество факторов: семья, общество, увлечения подростков. Некоторые из них, попадая в поле зрения правоохранительных органов, исправляются после первой встречи, с ­кем-то нужно встречаться неоднократно, – резюмирует майор полиции.

Поэтому вторым направлением работы инспектора по делам несовершеннолетних является выявление семей, где дети находятся в сложных жизненных условиях. И тогда уже к решению проблемы подключаются все субъекты профилактики: комиссия по делам несовершеннолетних, отдел опеки, управление соцзащиты, учебные заведения. Особое внимание у Сизова на семьи, в которых родители длительное время употребляют алкоголь.

– Не так давно поступила информация из школы, что ребенок не появляется на занятиях. На квартире нас ожидало неприятное зрелище: родители употребляют алкогольные напитки, в помещении присутствуют посторонние граждане. Были вынуждены создать комиссию, которая приняла решение об изъятии ребенка на время из семьи. Родители за этот период смогли исправиться и устроиться на работу.

Иногда ребята сами звонят полицейскому-папе и говорят, что мама пьет несколько дней. Геннадий Юрьевич выходит на адрес и проводит профилактическую беседу уже с мамой. Воспитывает взрослых мужчин и женщин и учит их элементарным правилам поведения. Был в практике майора полиции случай, когда он несколько дней искал по подворотням гулящую маму, ведущую неподобающий образ жизни.

– Нашли ее в компании лиц без определенного места жительства. Спрашиваю, почему сыном не интересуешься. В ответ – молчание. Потом стала оправдываться, что у нее конфликт с сожителем произошел. Не хотела, чтобы сын в этом участвовал. Я это причиной не считаю. У женщины сильная зависимость от алкоголя, которую нужно лечить, – отмечает полицейский.

Виновата генетика

С сожалением говорит Геннадий Сизов о том, что в Дзержинске немало неблагополучных семей. И подростков, стоящих на учете, много. Наказывают их за административные правонарушения: употребление наркотических и одурманивающих веществ, алкогольной продукции, кражи, конфликтные ситуации и нанесение побоев, за порчу имущества, так называемые граффити.

По участку Сизов ходит всегда пешком: и на адрес для профилактики зайти можно, и в школах с подопечными пообщаться, а заодно и выявить прогульщиков уроков, и по ориентировке сработать. На днях так выявил женщину, находящуюся в розыске. Остановился на улице поздороваться с бывшим подопечным, а с ним дама, которую уже некоторое время ищет полиция. Дождался патруль и передал женщину в руки коллег.

Кстати, на учет ставят детей и из благополучных семей. Их на правонарушение толкает соблазн, считает полицейский.

– Если удалось хотя бы раз украсть вещь, то почему бы не попробовать и во второй? И родители при этом недоумевают, они готовы своего ребенка завалить одеждой и гаджетами, а про элементарные вещи забывают. Внимание – вот, что важно для нынешних подростков.

– От осинки не родятся апельсинки, – шутит мой собеседник и добавляет, – есть в Дзержинске семьи, которые из поколения в поколение попадают на профилактический учет. Проживают такие и на моем участке. В основном, это жильцы называемых в народе «чудильников», семейных общежитий. Бывает, приходишь на адрес, а там твой бывший воспитанник в родителях. На полу мусор, кухня вся в грязной посуде. О каких условиях проживания ребенка идет речь? Спрашиваю, почему так получается? Молчат. Говорю: руки, тряпка, ведро есть? «Есть», – отвечают, – «не ведро, тазик». Берут тазик и начинают мыть пол под моим руководством. Сами выросли в таких условиях, и детей растят. Говорю, что приду еще раз с проверкой. На них это действует. И ведь иду – и вновь выхожу на адрес. Так и воспитываю…

– На службе закону не бывает без сложностей, но хочу сказать спасибо своей семье, которая всегда с пониманием относилась к моей работе. Сыновья уже самостоятельные люди. Оба получили педагогическое образование. Младший проходит службу по призыву. У старшего – две дочери: внучки – мое счастье! – улыбается Геннадий Юрьевич.

Времени на отдых у полицейского папы не так уж и много. Но когда находится свободная минутка, достает родную гармошку и поет любимые песни.

Ольга СЕРЁГИНА. Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий