Школа №27 города Дзержинска использует цифровые уроки


24.12.22 07:06

Маркетплейс для школы

Газета Образование

Мы уже рассказывали о прошедшем в нашем городе втором Всероссийском фестивале «Цифровые педагогические практики», одним из организаторов которого стала 27-я школа, сделавшая большой шаг в этом направлении. Сегодняшний разговор о «цифровизации» в образовании с ее директором Мариной Толчиной.

«Цифра» повышает профессионализм

– Марина Сергеевна, вернемся в прошлое. Почему школа № 27 в Дзержинске уже второй раз является организатором Всероссийского фестиваля?

– Идея проведения конференции для педагогов, посвященной цифровизации образования, родилась несколько лет назад. С 2019 года наша школа, участвуя в региональном проекте «Цифровая образовательная среда», получила право апробировать персонализированную модель образования с использованием платформы «СберКласс».  Участники проекта широко применяют маркетплейсы образовательных услуг, что дает возможность аккумулировать в виртуальном пространстве школы все образовательные платформы и ресурсы, которыми пользуются учителя, ученики и администрация.

В итоге вырос профессионализм педагогов. Реализация этого проекта позволила школе № 27 значительно продвинуться вперед, и всё это в том числе благодаря использованию инновационных цифровых технологий. 

Огромную поддержку в этом нам оказывает Дзержинский филиал Нижегородского университета имени Лобачевского, в том числе и в организации фестиваля «Цифровые педагогические практики». Наша история сотрудничества насчитывает не один год, с преподавателями филиала мы «на одной волне», а наши выпускники – успешные студенты старейшего университета области.

Успех первой конференции, которая прошла в мае 2022 года, помог нам подружиться со многими преподавателями из школ и вузов различных регионов страны. Мы делаем совместные проекты, реализуем одну модель образования. Этими профессиональными лайфхаками мы и делились с участниками уже второго фестиваля, состоявшегося в нашем городе в начале декабря.

Такое педагогическое взаимодействие необходимо и пользуется популярностью. Уже существует сетевое сообщество школ, в которых реализуется цифровое образование, и этот круг постоянно расширяется, что радует.

Кстати, в следующем году фестиваль пройдет в осенние школьные каникулы, это удобно для всех участников, потому что мы приняли решение добавить в него детские секции и пригласить к участию старшеклассников. Они  выступят не только в качестве слушателей, но и спикеров.

Начинаем с детского сада

– Расскажите подробнее о цифровых проектах, которые реализуются на базе школы.

– Первым проектом, который мы начали реализовывать, как я уже говорила, было применение платформы «СберКласс». Но кроме этого, в образовательном процессе используются самые разные цифровые ресурсы: «ЯКласс», «ЯндексУчебник», «Учи.ру», «РЭШ». У каждого из них своя ниша. Например, «СберКласс» позволяет учителю выстроить индивидуальную траекторию, маршрут развития каждого ученика и реализуется в 5-9 классах.

Кстати, в этом учебном году мы ввели для первоклассников еще один необычный проект – по обучению ранней алгоритмизации в программе «ПиктоМир». Школа была включена в инновационную деятельность на уровне Российской Федерации, закуплено необходимое оборудование. Наши педагоги прошли курсы, сдали экзамены и получили соответствующие сертификаты. Алгоритмику изучают ученики
1 класса, но мы на этом не останавливаемся. 

Партнером данного проекта с этого года стал и дзержинский детский сад № 61. В следующем году к нам придут его выпускники, которые уже получили начальные представления о «ПиктоМире». Таким образом, образование в этом направлении становится непрерывным.

– Меня, как родителя школьников, волнует вопрос, как учителю не потерять ученика при внедрении цифровых образовательных платформ?

– Здесь, в первую очередь, учителю важно соблюсти баланс между виртуальным и реальным миром. Да, цифровая среда всё плотнее начинает нас окружать, и дети под ее влиянием становятся другими. Но без цифровых технологий мы не можем вести полноценное обучение. Ребята практически живут в гаджетах, им трудно воспринимать только те инструменты, которые использовались в школе лет двадцать назад: доску и мел, учебник и наглядные пособия.

У современных учеников клиповое мышление. Поколение Z получает информацию через короткие яркие образы, при этом продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Дети не могут сосредоточиться ни на чем более длительное время. Это печально. Но, с другой стороны, они «носят ответ на любую тему в своем кармане». Достаточно выйти в интернет и даже не записать, а проговорить свой вопрос голосовому помощнику в смартфоне.

Задача учителя – суметь перестроиться на современные «рельсы» образования и очень мудро и грамотно пользоваться цифровыми ресурсами и гаджетами. Но мел и доску никто не отменяет. Сегодня учитель работает в режиме многозадачности. Многое зависит от профессионализма педагога. Так сложилось, что мы начали использовать «СберКласс» до введения дистанционного обучения. К  моменту начала пандемии уже больше года наши ученики обучались с помощью цифровых технологий, поэтому у родителей этих учеников не возникло вопроса «как мы будем учиться на удаленке». Всё было настолько четко отработано.

Учим делать выбор

– Насколько я знаю, для каждого школьного возраста существуют свои образовательные платформы в интернете. Как ученику, да и родителям не потеряться в этом многообразии?

– Действительно, образовательных платформ сейчас огромное множество. Те платформы, на которых мы строим свое обучение, в первую очередь, предполагают мотивацию ученика на изучение материала, а скорость его изучения индивидуальная для каждого.

Всё зависит от уровня знаний и способности. Кто-то готов пройти модуль за один вечер, а кто-то будет выполнять задания из этого модуля в течение всего срока, установленного учителем. Таким образом, мы учим детей делать осознанный выбор.

Есть базовый, с которым должны справиться все, а есть повышенный, в котором тема раскрывается более подробно. Кто-то выбирает самый высокий уровень модуля, предполагающий исследовательскую работу в группах.

Учить ребенка делать правильный выбор и нести за свое решение ответственность – главная задача каждого учителя в цифровом образовании. Для таких навыков не существует специального предмета в школе. Это немаловажно для выпускников: учащимся 9 и 11 классов важно делать осознанный выбор будущего образования и профессии. Каждый из них должен понимать те алгоритмы и шаги, которые нужны, чтобы достичь успеха.

– Другая сторона медали: как учителю ориентироваться в «цифре»?

– При внедрении цифровой образовательной среды у педагогов нашей школы возникало немало вопросов. Некоторых приходилось в прямом смысле «подсаживать» на эти платформы. Мы массово внедрялись и углублялись в процесс обучения с использованием «цифры».

На последней конференции наши коллеги представили навигатор саморазвития педагога, который является инструментом для самосовершенствования и тайм-менеджмента учителя. Педагог новой формации всегда компетентен в профессиональной деятельности, он должен свободно ориентироваться в постоянно изменяющемся информационном поле.

Педагоги будут заниматься саморазвитием по индивидуальному маршруту, выбирать ресурсы, чтобы быть более эффективным в меняющемся обществе. И это развитие будет не спонтанным, а системным. Педагог тоже должен уметь ставить себе цель, знать, как ее достичь, а главное, уметь анализировать, всё ли он делает правильно.

Отмечу, что наш педагогический коллектив готов получать новые знания. Учителя 27-й школы постоянно совершенствуются, посещают различные курсы и вебинары. Мало того, в нашем коллективе есть педагоги-тьюторы, которые обучают молодых специалистов и оказывают помощь тем, кто в ней нуждается. Педагоги – те люди, которые учатся всегда. И маркетплейсы цифровых образовательных платформ оказывают в этом неоценимую помощь.

Беседовала Ольга СЕРЁГИНА. Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий