Сергей Лядов — один из лучших сотрудников дзержинского МУП «Экспресс»


05.01.23 10:07

«Парковщик» троллейбуса

Газета Есть такая профессия

Если серьезно, то по профессии он – водитель троллейбуса. Но последние лет двадцать работает не на маршруте, а в депо: загоняет/выгоняет машины на «канаву» и паркует их на «веере». О Сергее Лядове, одном из лучших работников МУП «Экспресс», который трудится на предприятии, как в известной сказке, тридцать лет и три года, – наш рассказ.

А не спеть ли мне песню…

Начнем сразу с удивительного. С того, что Сергей Анатольевич, если бы его судьба сложилась по-другому, вполне мог бы стать… артистом.  Да-да, его певческий талант заметили еще в детском саду и дали его маме рекомендации не к кому-нибудь, а к знаменитому дирижеру, в то время руководителю Горьковской хоровой капеллы мальчиков Льву Сивухину. Лев Константинович, лично прослушав Сережу, который исполнил песню «Пусть всегда будет солнце!», вынес вердикт: «С таким голосом – конечно, берем!»

Сережа начал петь и осваивать азы музыкальной науки в студии при капелле. Последнее его особенно удручало. Ведь еще и в школе нужно было учиться: первый раз – в первый класс, а так хотелось просто погулять во дворе… Было тяжело и его маме, тянувшей одной двух пацанов. Она трудилась маляром-штукатуром, естественно, подрабатывала, и еще малого возила из Дзержинска в Горький на занятия. К слову, мама была ударницей – и в труде, и в спорте: ее многочисленные награды сын бережно хранит до сих пор.

Ну и так сложились обстоятельства, что ушел Сережа из хора. Но не ушел из творчества. Сначала пел в школьном ансамбле, потом был солистом хора русской народной песни в училище.

Поездили мы тогда по стране с концертами, – с улыбкой вспоминает Сергей Анатольевич артистическую юность. – Где только не побывали, перед какой только публикой не выступали. Я и сейчас петь люблю. Для себя и родных, конечно. Люблю музыку слушать, на концерты ходить. Вот недавно ездил в столицу на выступление Московского казачьего хора. Как поют! Просто душу вынимают!

На вопрос, жалеет ли он о том, что не получил музыкального образования и не продолжил певческую карьеру, отвечает:

По молодости были какие-то сожаления, сейчас уже, конечно, нет. Профессию я свою очень
люблю, и не могу без работы.

Случайности не случайны

Про свою профессию говорит так: она сама выбрала меня. Действительно, в горьковское ПТУ № 18 он попал случайно. Гуляли с друзьями по областному центру да и зашли в учебное заведение, которое находилось рядом с железнодорожным вокзалом. И чем-то оно так зацепило Сергея, что он решил поступать на водителя троллейбуса, хотя до этого планировал учиться в речном училище.

Учебная группа, в которую попал Сергей, оказалась экспериментальной (такие были только в Москве и Ленинграде). И вместо традиционных шести месяцев (достаточных, чтобы сесть за руль) учился три года. Поэтому плюсом к профессии «водитель троллейбуса» получил еще и корочки слесаря-электрика. Стажировался в Горьком, но работать стал в родном Дзержинске – в трамвайно-троллейбусном управлении. Некоторое время еще продолжал выступать в хоре, но совмещать гастроли со сменами становилось всё тяжелее, и со сценой пришлось распрощаться.

Отработав в ТТУ год, Сергей Лядов, как положено, пошел в армию – отдавать долг Родине. Служил в Белоруссии, в ракетных войсках. Часть была секретной, располагалась в глухом лесу: до ближайшей деревни – километров пять.

Демобилизовался в 1990 году и снова вернулся на родное предприятие. Год был водителем, стажировал начинающих работников (многие из его бывших учеников до сих пор благодарят за науку). Потом по семейным обстоятельствам перешел в электрики: график работы был более удобный, а ему нужно было поднимать родительский дом в деревне.

От работы не бегу

Водителем-перегонщиком Лядов трудится с 2000 года. Ему здесь комфортнее и интереснее, чем на маршруте. Хотя, когда руководство попросит, может и на «линию» выйти. Просто любит движение. На маршруте – что? Сел за «баранку» и крути ее целый день. А в депо – встанешь, выйдешь, загонишь, пройдешься.

Работает он в ночные смены – с 8 вечера до 8 утра. За ночь перегоняет порядка 30 троллейбусов. Зона его ответственности – поставить машину на «канаву», вывезти с нее, помыть и припарковать на «веере», то есть в депо. Причем припарковать очень плотно. Одним словом, учитывая габариты троллейбуса, филигранная работа! К примеру, заезжать задним ходом в бокс может далеко не каждый водитель даже первого класса.

Это еще при том, что каждая машина ведет себя по-разному, но привыкать к ней некогда: сел и поехал. Троллейбусы, что не так давно прибыли из Москвы, отличаются от тех, которые были в МУП «Экспресс» раньше. У каждого «москвича» – свое включение.

Но очень удобные, – говорит о новой технике Сергей Анатольевич. – Ход плавный. И бабушке в них легко зайти, и человеку на инвалидной коляске можно заехать.

Мне моя работа по душе, – признается водитель. – Здесь все меня знают, с коллегами и руководством отношения отличные, всегда готов помочь. Звали меня в Нижний Новгород, но куда я от родного предприятия?! Было такое: лет девять назад я уволился, но хватило меня на… две недели. Ну не смог я: всё там было не то и не так. А вернулся – как к себе домой. И душа успокоилась.

У Сергея Лядова есть не только любимая работа, но и увлечения. Он живет рядом со спортшколой «Салют» и зимой с огромным удовольствием катается на коньках. Благо, что каток здесь последние годы просто изумительный! А еще он – заядлый рыбак, с 1996 года.

Пару раз попадешь зимой на рыбу, и затянет – моментально и капитально, – смеется он. – И уже никаких денег не жалеешь на снаряжение: у меня одних только удочек штук двадцать. Азарт, адреналин и хороший отдых – вот что такое зимняя рыбалка. А что касается холода, то сейчас такие костюмы – в них не замерзнешь. А пару-тройку лунок сделаешь – и вовсе станет жарко. Так что я счастливый человек: и работу свою люблю, и без работы мне не скучно!

2 января Сергей Лядов стал двойным отличником. И он уверен: в 55 лет жизнь только начинается!

Екатерина КОЗЛОВА. Фото из архива Сергея Лядова

Кстати

МУП «Экспресс» обслуживает в Дзержинске 19 маршрутов общественного транспорта, на которых задействовано более 200 водителей и 100 кондукторов. Кроме них деятельность предприятия обеспечивают более 100 специалистов обслуживающего персонала.

Оставить комментарий