«Я не представляю себе мир без музыки», – Татьяна Йовенко.


29.01.23 11:24

В музыке только гармония есть

Газета Доска почета

«Я не представляю себе мир без музыки, она воплощение чистых и высоких энергий», – убеждена Татьяна Борисовна Йовенко, заслуженный работник культуры Российской Федерации и педагог 2-й музыкальной школы Дзержинска имени А.П. Бородина, где она руководит теоретическим отделением.

Вот уже почти полвека она несет это убеждение своим ученикам и знакомит их с удивительным и прекрасным миром музыки. «Своими учениками я горжусь, и это счастье дано мне свыше», – считает она. О счастливом человеке и увлеченном педагоге – наш рассказ в традиционной рубрике  «Доска почета».

Путь в профессию

Семья Татьяны Борисовны приехала в Дзержинск с Дальнего Востока, где она родилась, в начале 50­х.  Ее родители работали там на золотом прииске Токур. Старшей из трех дочерей в семье была Татьяна.

С самого детства ее окружало творчество близких людей и, конечно, музыка. Отец – Борис Садыкович – учился в студии при художественной школе вместе с Борисом Синалеевым, знаменитым живописцем и членом Союза художников России.

А первым музыкальным педагогом и примером для подражания маленькой Танечке стала хозяйка квартиры, которая приютила их семью по приезде в Дзержинск, – Галина Евграфовна Торейкина. Она тогда преподавала в 1­-й и единственной в то время музыкальной школе Дзержинска.

Я верю в судьбу и провидение, – признается Татьяна Борисовна, – надо просто прислушиваться к знакам судьбы. Галина Евграфовна отчасти повлияла на выбор моей будущей профессии. Я с детства слышала в доме музыку, которая меня завораживала, и видела перед собой  благородный и красивый образ учителя музыки. Мне всегда очень везло на педагогов.

Музыкальный руководитель детского сада, куда ходила Танечка, разглядела способности девочки к музыке и настоятельно рекомендовала родителям отдать ее учиться нотной грамоте и игре на инструменте профессионально.

Однако фортепиано было не по карману многодетной семье Татьяны, да и ставить его в тесной коммуналке было некуда. Поэтому девочку отдали учиться игре на скрипке. Но со временем семейный «оркестр» стал расти и шириться. Пели всё: от народных до советских песен, играли – тоже: отец – на гитаре, средняя сестра Нина – на виолончели, а младшая Людмила – на баяне. Поэтому, в конце концов, в квартире появился его величество рояль.

Докопаться до сути

Дело в том, что в старших классах музыкальной школы № 1 Татьяна перешла на класс фортепиано. Так она попала к своему любимому учителю – Павлу Александровичу Гурьеву, личности по­своему легендарной и неординарной.

Он до сих пор со мной, – признается Татьяна Йовенко, показывая на небольшой портрет мужчины в косоворотке и тюбетейке, стоящий за ее спиной в рабочем кабинете. – Это уникальный человек.

Он  был энциклопедически образованным: преподавал во 2-­й школе английский язык, физику, математику, и одновременно был музыкантом. Сочинял музыку и преподавал игру на фортепиано.

В его частный дом в Солнечном переулке (нынешняя улица Матросова), где был свой чудесный сад с прудиком, часто приходили на дополнительные занятия его ученики. В том числе и Татьяна.

После окончания школы она поступила в музыкальное училище. Хотя перед ней тогда стоял непростой выбор: химия или музыка. Химию она тоже очень любила: ставила в собственной домашней лаборатории всяческие опыты. И всегда хотела докопаться до самой сути явлений и вещей, узнать, как всё устроено. Это касалось не только химии, но и музыки.

Но музыка победила, поэтому для дальнейшей учебы выбрала теоретическое отделение муз­училища.

Моим любимым предметом всегда было сольфеджио, – говорит она, – поэтому мечтала стать именно преподавателем сольфеджио. И была уверена, что им буду.

Так, в конце концов, и случилось. Теперь она преподает сольфеджио, музыкальную литературу, слушание музыки, эстетику и теорию искусств в музыкальной школе, которая носит имя Бородина – композитора…  и химика.

Музыка ниспослана нам свыше

В этом абсолютно убеждена Татьяна Йовенко, являющая собой образ утонченного интеллигента, безусловно, талантливого и разносторонне образованного человека.

Преподаватель скрипки или фортепиано учит игре на инструменте, а я учу разбираться в конструкции музыки, в ее устройстве: что такое лад, гармония, интервалы, –  рассказывает Татьяна Борисовна. –  Сольфеджио, например, – очень непростая вещь, но мои дети любят этот предмет. Он прививает музыкальный вкус. Мне нравится открывать детям красоту музыки, ее сущность и приобщать их к огромной мировой музыкальной сокровищнице.

И когда она начинает с упоением говорить о музыке и своих любимых композиторах, то будто сама преображается и уносится в эту невообразимую пучину огромного музыкального наследия классиков. Когда ей грустно, признается моя собеседница, или требуется настроиться на нужный лад, то она включает произведения классиков и «заряжается» от них.

В числе ее любимых композиторов, конечно, Бах, Моцарт, Шуберт, Вивальди, а среди отечественных – Чайковский и Рахманинов.

Однако на этом ее интересы не заканчиваются. Татьяна Борисовна никогда не останавливается в саморазвитии, изучении и открытии чего­то нового для себя. Поэтому, получив однажды классическое специальное музыкальное образование, решила, что ей необходимо еще и высшее педагогическое. Причем непременно по специальности «учитель русского языка и литературы». И окончила в 1990 году Горьковский пединститут. Филология, наравне с химией и музыкой, – еще одна страсть Татьяны Борисовны.

Это бесценный опыт и широта кругозора, – уверена она.

Теория эстетики и культуры

– Это особая история, – рассказывает она. – В тяжелые 90­-е годы, когда спрос на учебу в музыкальной школе резко упал, многие учителя музыки сидели без работы, зато вокруг расцветали вкусовщина и безвкусица. И тогда возникла мысль наладить сотрудничество с общеобразовательными школами. Дети в свободное от основных уроков время посещали эстетическое отделение, где изучали музыкальную грамоту, пели в хоре, рисовали, танцевали. Самых способных учеников приглашали уже учиться в музыкальную школу более углубленно.

Это было ни больше, ни меньше – приобщение детей к культуре. И шанс дать работу учителям музыки – приложить свои опыт и знания.

Сейчас, признается Татьяна Борисовна, дети снова потянулись в музыкальные школы, хотя таких конкурсов – по 5­-10 претендентов на одно учебное место, как в советское время, конечно, нет. Разве что на класс гитары.

Конечно, не всем ученикам суждено стать Денисом Мацуевым или Эмилем Гилельсом, но и сегодня попадаются талантливые ребята, чьи успехи окрыляют и их учителей.

И многие ученики Йовенко тоже стали профессиональными музыкантами. Среди них – Ксения Салтыкова, выпускница того самого эстетического класса и 2­й музыкальной школы. Сейчас она сама преподает в ней игру на фортепиано. Несколько человек живут и работают за границей: Олеся Кубарштейн, например, окончила Академию музыки в немецком Веймаре, а Мария Чеснокова жила и работала несколько лет в Израиле.

Виктор Охота – звукорежиссер Дворца детского творчества в Дзержинске – тоже ученик Йовенко по классу баяна. Именно он создает музыку для всех музыкальных праздников Дворца.

Сама Татьяна Борисовна – участник и координатор городского методического объединения всех музыкальных педагогов Дзержинска: трех музыкальных и трех школ искусств.

Как заведующая отделением теории музыки и эстетики, я горжусь работой моих коллег, – говорит она. – Преподаватели­теоретики находятся в непрерывном творческом поиске и постоянно участвуют в таких значимых проектах, как ежегодная межрегиональная олимпиада по музыкальной литературе им. А.П. Бородина, Всероссийская олимпиада по сольфеджио «Весенняя гармония» и международная просветительская акция «Всеобщий музыкальный диктант». 

За свой многолетний труд на ниве искусства и вклад в развитие музыкального образования Татьяна Йовенко в 2014 году была удостоена звания «Заслуженный работник культуры РФ».

Ирина ТРАВКИНА. Фото из архива Татьяны Йовенко

Оставить комментарий