Его трудовой стаж – без малого полвека. За плечами Михаила Казачкова огромный опыт работы на химических предприятиях Дзержинска. В разные годы ему довелось трудиться под руководством таких директоров, как Марк Пименович Седов на «Капролактаме» и Анатолий Михайлович Ивченко на «Оргстекле». 22 мая Михаилу Исааковичу исполнилось 85 лет, и сегодня вместе с юбиляром вспомним страницы
из его насыщенной биографии.
Из цеха хлора – в ЦЗЛ
С Дзержинском Михаил Казачков познакомился в далеком 1961 году, когда приехал сюда из родного Омска навестить отца-железнодорожника. Отец много лет, с 1938 по 1961 год, работал на Омской железной дороге, где прошел путь от дежурного по станции до начальника грузовой службы. Потом его перевели на Горьковскую железную дорогу, и в 1962 году Михаил, окончив Омский химико-технологический техникум, тоже перебрался в город химиков.
– С дипломом техникума я пришел на «Капролактам», – рассказывает он. – Распределение у меня было, естественно, на другое предприятие, но там дали согласие о переводе, и я оказался в хлорном цехе, в окружении очень интересных людей. Аппаратчиками работали в основном после ПТУ, но это были грамотные специалисты, у которых я учился. Помню, как мне помогала аппаратчица Катя Пестова – она была старше меня лет на пятнадцать, имела 6-й разряд и всё знала. Много полезного узнавали на оперативках начальника цеха. Я вообще люблю слушать умных людей, и мне на них по жизни везло…
Проработав в цехе хлора года полтора, Михаил Казачков был направлен в центральную лабораторию, чтобы сделать там ряд изделий для новых электролизеров, которые начали устанавливать на предприятии. Отправлялся в центральную лабораторию на два месяца, а задержался аж до 1972 года.
– Там было очень интересно, – вспоминает Михаил Исаакович. – За годы работы мне довелось посетить много предприятий Министерства химической промышленности, и могу с уверенностью сказать, что такой центральной лаборатории, как на «Капролактаме», не было нигде! Что такое ЦЗЛ на «Капролактаме»? Это примерно 300 сотрудников и плюс опытный цех при ЦЗЛ, то есть еще 80-90 человек. Во главе лаборатории стоял выдающийся специалист Залман Самуилович Смолян – лауреат Сталинской премии, кандидат технических наук. В 70-е годы по четвергам у нас работал академик Григорий Алексеевич Разуваев из университета. Из центральной лаборатории вышли выдающиеся специалисты, в том числе будущий заведующий кафедрой политеха Сергей Михайлович Данов, доктор химических наук Людмила Соломоновна Богуславская (она была одним из начальников лаборатории, потом перешла в НИИ полимеров).
О товарах народного потребления
В числе тех, с кем в ЦЗЛ судьба свела нашего героя, был и Александр Иосифович Граевский, который в 1973 году стал на «Капролактаме» главным технологом по товарам народного потребления. В тот период как раз вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об организации производства товаров народного потребления на предприятиях химической промышленности. Именно Граевский забрал Казачкова к себе в заводоуправление, открыв тем самым новую страницу в его трудовой биографии.
– До прихода Граевского на эту должность «Капролактам» производил товаров народного потребления на 300 тысяч рублей в год, – приводит цифры статистики Михаил Исаакович. – А за следующие девять лет мы дошли до 35 миллионов рублей в год! По товарам народного потребления «Капролактам» был лучшим предприятием не только в Дзержинске, но и в Министерстве химической промышленности. Один из учеников академика Разуваева, Граевский был очень инициативным и талантливейшим специалистом. Достаточно сказать, что цех по производству мягкой и жесткой пленки, пущенный в начале 80-х, работает до сих пор. Я был помощником у Александра Иосифовича, который обычно поручал мне такие дела, где надо было оперативно что-то организовать…
Работая у Граевского, Казачков занимался обеспечением производства товаров народного потребления, помогая заводским снабженцам добывать большой ассортимент необходимых материалов. Начав заниматься вопросами снабжения, он в итоге превратился в хорошего специалиста, параллельно окончил вечернее отделение Дзержинского политеха.
Контактный по натуре, взявший на вооружение лучшие качества от окружавших его людей, Казачков охотно откликнулся на предложение нового заместителя директора по сбыту помогать в вопросах снабжения.
– Зачем ходить к начальнику отдела, который ничего не решает? У меня были чудесные отношения с одним из первых замминистра, который курировал «оборонку». Мне оформили постоянный пропуск в здание Министерства химической промышленности. Кстати, в командировках в Москве приходилось бывать довольно часто. Иногда утром приезжал, а вечером домой возвращался. А порой задерживался в столице на несколько дней…
Приглашение на «Оргстекло»
Большие связи, которыми обзавелся Казачков, работая в снабжении «Капролактама», пригодились ему на новой должности – заместителя начальника сбыта предприятия. Например, однажды на дзержинском заводе задумали фасовать в банки и бутылки не только ацетон, но и экстракционный скипидар. Однако для этого необходимо было получить разрешение Госстандарта СССР, поскольку, согласно действовавшей документации, это вещество можно было перевозить только в железнодорожных цистернах и бочках. Пакет документов на «Капролактаме» подготовили, заместитель министра химической промышленности сопроводительное письмо в Госстандарт подписал, а там начальник профильного отдела заявил, что вопрос будет рассмотрен через полгода.
Вроде и не отказали, но и возвращаться домой с таким ответом означало бы не выполнить поставленную задачу. Тогда Михаил Казачков решился на то, чтобы пробиться на прием к заместителю Госстандарта! Смелый шаг оказался результативным – разрешительные документы были получены в тот же день. Причем в разговоре с высоким столичным чиновником выяснилось, что во время Великой Отечественной войны он работал на заводе имени Я.М. Свердлова, и теперь собеседник с интересом расспрашивал Казачкова о своих старых знакомых и бывших сослуживцах.
Организаторские способности сотрудника ценил и директор ПО «Капролактам» Марк Пименович Седов, который в любой момент мог попросить Казачкова подключиться к любому сложному делу, зная, что тот не подведет, какой бы сложной ни была задача. А когда Седов покинул директорское кресло, то и Казачков вскоре задумался о смене места работы.
– «Капролактам» производил очень много дефицитной продукции, которой не хватало стране, – рассказывает Михаил Исаакович. – В своем кабинете за рабочий день я принимал 70-80 звонков от руководителей предприятий. Начальники снабжения, коммерческие директора просили ускорить отгрузку продукции, которую им уже выделили – она всем была нужна как можно быстрее. А в 1983 году меня пригласили на «Оргстекло» начальником отдела оборудования и комплектации. На предприятии шло строительство нового производства, там был профильный отдел, но его руководителю не хватало связей. Директор «Оргстекла» Анатолий Михайлович Ивченко и замдиректора по капитальному строительству Анатолий Петрович Дмитриев видели мои возможности и решили пригласить. В итоге на «Оргстекле» я проработал до 1989 года…
Пригодились старые связи
После развала Советского Союза Михаил Казачков без дела не остался. Бизнесмены из Нижнего Новгорода пригласили его заместителем директора в АО «Лакокраска». Тогда же было создано совместное предприятие между «Лакокраской» и «Оргстеклом».
– Работать там было интересно, хорошая зарплата, люди очень активные, никого не надо было подгонять, главное – создать им фронт работ, – вспоминает Михаил Исаакович. – Я там лет пять или шесть проработал, после чего меня позвали в компанию «Легхим», объединявшую предприятия кожевенной промышленности всей страны. Во главе компании стоял толковый руководитель, которому тоже не хватало связей в химической отрасли. Кожевенная промышленность насыщена химическими компонентами, и надо было этим предприятиям химию обеспечивать. То есть мои старые контакты снова пригодились в работе…
Достигнув пенсионного возраста, Казачков на покой не торопился. Ему было уже 70, когда он решил взять паузу и, по собственному выражению, полгода дома валял дурака. А потом откликнулся на приглашение директора компании «ТОЗ» Алексея Александровича Сибина и еще на несколько лет продлил свой трудовой стаж. Он до сих пор находится в хорошей физической форме, следит за здоровьем, посещает фитнес-клуб. Несмотря на солидный возраст, Михаил Исаакович по-прежнему получает предложения о сотрудничестве, но отказывается – считает, что надо дать дорогу молодым.
– В последнее время часто приходится слышать, что поскольку теперь у нас другая страна, то и уклад в промышленности должен быть другой, – говорит Михаил Казачков. – Ничего подобного! Всё то же самое, что было и тридцать, и пятьдесят лет назад. Надо пользоваться теми разработками, которые были достигнуты в Советском Союзе, вписав их в современные реалии, и, уверен, это принесет свои результаты.
Нина ШУМИЛОВА. Фото автора