Небо их, небо их родимый дом…


14.05.22 09:13

Восемь выпускников дзержинского аэроклуба, созданного в середине 30-х годов прошлого столетия, были удостоены звания Героя Советского Союза, проявив мужество и

Город

Восемь выпускников дзержинского аэроклуба, созданного в середине 30-х годов прошлого столетия, были удостоены звания Героя Советского Союза, проявив мужество и отвагу на фронтах Великой Отечественной.

«Комсомолец – на самолет!»

Такой лозунг прозвучал 25 января 1931 года на всю страну с трибуны девятого съезда ВЛКСМ. Но чтобы сесть за штурвал крылатой машины, необходима была хорошая выучка. С этой целью под покровительством Общества содействия авиации и химической защиты (Осоавиахим) в стране повсеместно стали создаваться аэроклубы, развернулась массовая подготовка летчиков, планеристов, парашютистов и авиамоделистов.

Появился аэроклуб и в Дзержинске. Но еще раньше, в 1934 году, в поселке Свердлова приобрели планер «УС-4», на котором молодые рабочие и ребята из школы № 1 совершали первые полеты. Учащиеся других школ активно занимались в авиамодельных кружках, со своими моделями выступали на различных соревнованиях. Но и те, и другие грезили небом и полетами.

Их мечта начала осуществляться год спустя, когда при поддержке Осоавиахима и ряда городских предприятий в апреле 1935-го с агитационной целью в Дзержинск были доставлены два учебных самолета-биплана «У-2», отличавшиеся простотой управления. На бабушкинском поле, где обычно проводились городские праздники, построили ангар для имевшегося планера и прибывшего биплана.

А осенью начался набор в первую группу курсантов аэроклуба. Он был очень строгим. В курсанты брали лишь 16-22-летних значкистов ГТО и БГТО, непременно передовиков производства и окончивших школу-семилетку, при наличии положительной характеристики от комсомольской или профсоюзной организации.
И не только. По воспоминаниям одной из первых курсанток авиаклуба М.В. Конышевой, в летчики не брали тех, у кого ноги были короче семидесяти трех сантиметров. Она подошла.

Но даже с суровыми ограничениями аэроклуб не мог принять всех желающих, поскольку не хватало места для занятий. Первыми членами дзержинского аэроклуба стали наиболее активные 25 человек. Они приступили к изучению техники, теории летного дела. Весной 1936 года началась летная практика с инструктором. На высоте 800-1000 метров и со скоростью до ста километров в час они летали от поселка Бабушкино до Черного села. Хотя маршрут полета был небольшой, курсанты испытывали огромное счастье и гордость, в особенности во время массовых гуляний на бабушкинском поле. Здесь курсанты аэроклуба совершали показательные полеты, с крыла биплана прыгали с парашютом.

Первый выпуск дзержинского аэроклуба состоялся в 1937 году. Тринадцать человек получили удостоверения на право полетов. Тогда в клубе появилось еще два новых самолета и военные инструкторы. Из 700 желающих летать комиссия городского отдела Осоавиахима отобрала для обучения 49 человек.

Шагнули в небо

В том же году дзержинский аэроклуб сменил свое базирование: перебрался с бабушкинского поля на ровный участок поселка Бабино. Теорию же изучали в школе на Кооперативной улице (Выселки). Для учебы была оборудована взлетно-посадочная полоса, выстроены ангары, установлена маслогрейка. В деревенском двухэтажном доме Нежданова оборудовали кухню со столовой и учебные классы.

Занятия проводили опытные авиатехники и инструкторы. Аэроклуб получил имя Героя Советского Союза Николая Каманина.

Желающих попасть в него заметно прибавилось, особенно после того, как в Дзержинске в ноябре 1937 года побывал легендарный летчик Валерий Чкалов. Тогда в авиаклуб было подано более 600 заявлений. Но места всем не хватало. Заводские рабочие, трудившиеся в сменах, занимались утром, учащиеся техникума и школ – вечером.

Условия для учебы были весьма привлекательными. Все курсанты имели отсрочку от призыва в армию, некоторые получали стипендию в 250 рублей, бесплатные завтрак и обед. На занятиях курсантам выдавали шерстяной свитер, комбинезон, летный шлем с очками, краги и перчатки. Выпускникам авиаклуба предоставлялся двухнедельный отпуск с сохранением зарплаты.

В 1938 году были выпущены 72 пилота, три инструктора-общественника и 18 авиамехаников. Вместо четвертой категории клуб получил третью, более высокую. Всех окончивших курсы направили в летное училище в Энгельс.

Желающих научиться летать не убавлялось и в последующие годы, когда материальная база аэроклуба стала гораздо мощнее. В его ангарах находилось 16 самолетов «У-2», шесть авиамоторов, несколько грузовиков и 17 парашютов. Обучение стало двухгодичным. В 1938 году теоретические занятия стали проходить на Советской улице в доме № 17. Учились в аэроклубе ребята даже с Ворошиловского и поселка Свердлова.

В 1940 году учащихся стало особенно много. Кроме 54 курсантов, занимавшихся в основной группе, было принято 75 человек, обучавшихся с отрывом от производства. И это не считая нескольких групп парашютистов, которые затем, как правило, служили в воздушно-десантных войсках и диверсионно-разведывательных отрядах.

Тогда же из числа лучших выпускников аэроклуба стали готовить инструкторов. Ощущение предстоящей войны с каждым месяцем усиливалось, потому необходимы были летные резервы.

На защите Родины

С началом войны работа аэроклуба заметно активизировалась. Кроме 80 курсантов, принятых в мае, 69 человек приступили к занятиям в июле. Все они направлялись затем в военные летчики.

Но вскоре летно-технический состав отозвали в военные училища и на фронт, вывезли технику с оборудованием. 9 августа 1942 года аэроклуб был закрыт. На его аэродроме появились военные самолеты, защищавшие небо над Дзержинском и Горьким. Сюда же прилетали самолеты с фронта за военными грузами, производимыми на дзержинских и горьковских предприятиях.

За годы своего существования дзержинский аэроклуб подготовил около 300 выпускников, большинство из которых стали военными летчиками. Во время Великой
Отечественной они отважно сражались с врагом. Например, Сергей Михайлович Канов сбил
12 самолетов, а затем боролся с врагом в ростовском подполье.

Иван Береговой, окончивший аэроклуб в 1940 году, в следующем был направлен в военно-
авиационную школу. Всю войну прослужил в авиации, участвовал в освобождении Праги, Будапешта, Берлина.

Героически сражалась с врагом и выпускница аэроклуба Валентина Конкина. Добровольцем ушла на фронт летчица Елена Азаркина – участница парада Победы.
В 1937 году с отличием завершила обучение летному делу в аэроклубе Таисия Модина. Она тоже храбро сражалась на фронте, была политруком и минометчиком.

Асом летного дела стал Евстафий Сухарев. Сначала он на отлично окончил аэроклуб, затем поступил в военное училище, а летное мастерство оттачивал на фронте. В небе под Сталинградом и Севастополем враги старались избегать встреч с машиной Сухарева. Командир звена штурмового авиационного полка за два года совершил 122 боевых вылета. За образцовое выполнение заданий и проявленные при этом мужество и героизм 2 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего же этого высокого звания были удостоены восемь выпускников аэроклуба, а девятым Героем Советского Союза стал летчик-инструктор аэроклуба Николай Конышев.

Подвиг этих и многих других выпускников и инструкторов дзержинского аэроклуба вписан в героическую историю доблестных защитников Отечества.

Вячеслав САФРОНОВ. Фото краеведческого музея и из интернета

Оставить комментарий