Надежда Гордеева: к каждому ребенку индивидуальный подход


14.08.22 03:46

«Садовник» в «Веснушках»

Газета Доска почета

«Дети – цветы жизни… Согласитесь, фраза хоть и расхожая, но очень замечательная, — улыбается Надежда Николаевна. – Вот и получается, что я — как садовник. А ведь цветы без любви и внимания не вырастут. Одним нужен свет, другим – тень, одни нужно часто поливать, другие – не очень. Так и к деткам: к каждому – только индивидуальный подход». Надежда Гордеева, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 145 «Веснушки», – героиня нашей традиционной рубрики «Доска почета».

Профессия выбрала меня

О необходимости личностного подхода Надежда знала интуитивно с самого детства. Даже когда играла со своими куклами в воспитателя, все ее «ученицы» были разные – со своими темпераментом, характером, настроением. И «обучала» она их, соответственно, по-разному.

Мне кажется, я родилась с мыслью о том, что буду педагогом, — рассуждает Надежда Николаевна. – Даже можно сказать, что это не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня. Видимо, с такой миссией я пришла в этот мир.

В детском саду – заведующей по хозяйственной части – работала и ее мама, Екатерина Павловна. Она всегда поддерживала дочку в решении стать воспитателем. В то время как окружающие отговаривали: «Да что ты забыла в детском саду? Там такая маленькая зарплата. Лучше в фармацевтику иди».

Мне даже немного неудобно, что моя фотография размещена на Доске почета, – смущается Надежда Николаевна. – Столько рядом достойных коллег! Но мне, конечно, очень приятно. И вдвойне приятно от того, как гордится мной моя семья. Особенно мама, которая всегда в меня верит и поддерживает, и мой сын Андрей – моя опора.

…Осваивать азы профессии Надежда начала еще в школе, будучи ученицей экспериментального – педагогического – класса 11-й школы. Специализированным предметам – педагогике, психологии и даже этикету – обучали преподаватели Дзержинского педучилища. Они, влюбленные в свое дело, окончательно убедили Надю в том, что она на правильном пути.

В школе девочка занималась в клубе «Мечта» – у знаменитого фотографа Сергея Кузюткина. Собственный фотоаппарат «ФЭД», проявка пленки, печать фотографий – романтика. Но самое дорогое, что она вынесла из кружка – умение видеть красоту в окружающем мире, выпестованное Сергеем Васильевичем. И сегодня она щедро делится им со своими воспитанниками.

Гуляем мы как-то с детками, – вспоминает Надежда Гордеева, – и вдруг одна девочка бежит ко мне с горящими глазами: «Пойдемте скорее со мной – что я вам покажу». А ребенок был довольно замкнутым – тем дороже было мне ее доверие, желание поделиться. Знаете, что она мне показала? Листочек с двумя капельками росы – большой и маленькой. Это было так прекрасно! И так здорово, что мои дети умеют видеть эту красоту!

Победа открыла новые горизонты

Сразу после школы поступить, как мечталось, в педучилище, в силу обстоятельств не получилось. Но Надежда надежду не потеряла и устроилась работать в детский садик помощником воспитателя. Это был 1995 год. А спустя пару лет, когда она уже стала студенткой заочного отделения заветного училища, ее перевели на должность воспитателя. Дальше был Шуйский педагогический университет, где Гордеева училась (и параллельно работала по новой профессии) на дошкольного психолога.

Следующей «остановкой» на ее трудовом пути стал частный детский центр развития, где она была и воспитателем, и психологом. Уход из детского сада объясняет тем, что в центре было больше возможностей для профессионального развития. Возвращение в 2018 году в систему дошкольного образования случилось по той же причине.

Я много хорошего слышала о 145-м детском саде, – объясняет Надежда Гордеева. – Для меня главным критерием было то, что здесь – всегда движение вперед, всегда развитие. А я без этого не могу. Здесь коллектив единомышленников под руководством замечательного руководителя. Я сразу почувствовала себя как дома, словно всю жизнь только здесь и работала. И коллеги, которые меня приняли очень тепло, озвучивали примерно такие же мысли: «Неужели ты у нас совсем недавно? Кажется, как будто очень давно».

Именно заведующий Татьяна Малова и старший воспитатель Татьяна Бурова предложили новому воспитателю в этом году попробовать силы в городском конкурсе профессионального мастерства «Искусство быть в профессии». Надежда Гордеева благодарит их за помощь и поддержку – без них не было бы ее победы в номинации «Воспитатель года».

Когда мне сказали о конкурсе, признаюсь, я немного испугалась, – вспоминает Надежда Николаевна. – Мелькнула мысль: а вдруг подведу садик. Но Татьяна Маркеловна сказала уверенно: «У вас всё получится». Ее уверенность придала мне силы. И по итогам конкурса я была признана лучшим воспитателем года! Это было очень неожиданно, ведь было столько талантливых участников! Победа открыла во мне новые возможности, передо мной теперь – новые горизонты.

В мир игры – через творчество

«В мир игры — через детское творчество» – так называется проект воспитателя 145-го детского сада, с которым она выиграла городской конкурс. 

–  Каждому важно увидеть ценность своей работы, а детям – вдвойне, – рассказывает о «рождении» проекта Надежда Николаевна. – Вы замечали, к примеру, как родители реагируют на поделки своих детей? Одни хвалят, а другие могут без эмоций свернуть тот же рисунок в трубочку. Стоит ли объяснять, как обидно такое поведение. И это натолкнуло меня на мысль использовать творческие работы детей в своей деятельности. Современных ребят, избалованных гаджетами, сложно удивить дидактическими материалами. А если эти материалы сделаны ими самими?..

Началось всё с конструктора «Лего», из которого мальчишки делали фигурки транспорта. Воспитатель сфотографировала эти фигурки и включила фото в интерактивную игру. Ребята, увидев свои работы, были в полном восторге! Дальше – больше. От интерактивных игр перешли к напольным. Кратко, чтобы было понятно, о чем речь, опишем суть одной из них.

Надежда Гордеева – воспитатель в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Здесь каждодневно автоматизируют поставленные логопедом звуки. Вот один из самых сложных – «Р». Малыши нарисовали картинки, обозначающие слова с этим звуком, педагог рисунки заламинировала и придумала игру-ходилку, сделав игровое поле и большой куб. Причем в роли фишек – сами дети: на какую клеточку встанут – такое слово (или предложение с ним) и должны произнести.

Вариантов подобных «ходилок» множество: дети и по стрелкам ходят, и один ведет другого вслепую. Тут тебе и движение (всё не за столом сидеть), и развитие коммуникации и творчества, и повышение самооценки, и закрепление полученных навыков.

Самое замечательное, что мы творим вместе! – улыбается Надежда Николаевна. – Ребята сами приходят ко мне со своими идеями – давайте то, давайте это. Порой я просто иду за ними.

 Для нее все воспитанники, без исключения – замечательные. Задумывается над вопросом, как быть, если ребенок вдруг не нравится.

Вы знаете, такого в моей практике никогда не было, – отвечает она. – Чтобы мне были неприятны дети? Бывают сложные, бывают те, которые не сразу идут на контакт. Но вот к ним как раз и прикипаешь больше всех. Любовь всё меняет. Она не меняет ребенка – она меняет ситуацию.
И когда ребенок начинается тебе доверять, он раскрывается, показывая свою многогранную личность.

Говорю последнюю реплику: получается, нет плохих детей, а есть плохие педагоги?

А разве могут они, если считают детей плохими, носить высокое звание педагога? – тихо удивляется Надежда Николаевна. – Лично меня слово «работа» в отношении к моей профессии немного коробит.
Я не работаю — я этим живу…

Екатерина КОЗЛОВА. Фото из архива Надежды Гордеевой

Оставить комментарий