Нина Спиридонова — одна из лучших врачей УЗИ БСМП Дзержинска


11.09.22 03:09

К больным – с верой

Газета Доска почета

Она предана и своей профессии, и своей больнице, в которой трудится вот уже больше сорока лет. Была в числе докторов-«пионеров», обучившихся новому тогда виду исследования – ультразвуковому. И по сию пору остается одним из лучших специалистов диагностического отделения. Нина Спиридонова – врач ультразвуковой диагностики ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи», герой традиционной рубрики «Доска почета».

Биография у меня самая стандартная, – предваряет вопросы Нина Борисовна. – Я самый что ни на есть обычный врач.

И в этих словах есть доля правды. Ведь она действительно – обыкновенный доктор, то есть профессионал, любящий свое дело и относящийся к пациентам с вниманием, пониманием и, что самое главное, с душой.

Молодость прожили на работе

Нина Борисовна – единственный медик в семье. Родители были простыми рабочими на заводе. Жили дружно, но скромненько: когда воспитываешь четверых детей, особо не до роскоши. Нина хорошо училась в школе, активно участвовала в общественной жизни, занималась в различных кружках. Конечно, увлекалась спортом. Правда, в 13 лет травмировала колено, причем с последствиями. Врачи запретили все физические нагрузки: о легкой атлетике пришлось забыть.

Летом я жила в деревне у бабушки, и была там одна девочка, старше меня, которая поступила в медучилище, – вспоминает Нина Борисовна. – И так этой девочкой все восхищались, что я решила для себя: тоже стану медиком.

После восьмого класса девушка безапелляционно заявила: еду подавать документы в Горьковское медицинское училище № 1. Не помогли ни уговоры родителей, ни учителей, которые предлагали отличной ученице остаться в школе. Впрочем, с пути отличницы она не сбилась и в училище: в 1978 году факультет «сестринское дело» окончила с красным дипломом. И тогда же пришла работать в Больницу скорой медицинской помощи.

Первое хирургическое отделение, дежурная медсестра. График работы – сумасшедший: сутки через сутки. Сейчас удивляюсь, как мы могли его выдерживать, – говорит моя собеседница. – Можно сказать, всю молодость прожили на работе. Да и условия труда были тяжелее, чем сейчас. Тогда ведь все оборудование было многоразового использования, его нужно было постоянно обрабатывать: замачивать, кипятить, стерилизовать. Больных было много, кадров не хватало. Мы принимали больных, размещали их в палатах, готовили к операции, ухаживали после нее. Конечно, уколы, капельницы, перевязки. В общем, на ногах были практически сутки.

В 1983 году, узнав, что в Горьковском институте открылось вечернее отделение, Спиридонова продолжила учебу. Занятия по вечерам четыре раза в неделю, возвращение в Дзержинск на последней электричке, в остальные дни – дежурства.

– То есть, работая сутки через сутки, вы ни разу не засомневались, что выбрали правильную профессию? – интересуюсь я.

И мыслей таких не было, – отвечает доктор. – Каждому человеку дается основное направление в жизни – та профессия, которой ты верен и которая тебя полностью устраивает. Мое направление – это медицина, я не вижу себя в другом. И в медицине нет другого пути: здесь ты всегда будешь «на посту», и работа будет занимать важнейшее место в твоей жизни.

Маленькие чудеса

Факультет «лечебное дело» Нина Спиридонова, конечно же, тоже окончила с отличием. Интернатуру проходила в родной БСМП, где стала трудиться уже в должности врача­терапевта.

БСМП – это моя жизнь, – улыбается она. – Это самая современная по оснащению, по видам лечения больница в Дзержинске. У меня много возможностей, чтобы помочь пациентам и здесь созданы условия для профессионального роста.

В ее послужном списке – терапевтическое отделение, приемное, нефрологическое. А с 1993 года, после прохождения специальных курсов, она стала работать в новом по тем временам направлении – ультразвуковой диагностике. Пару лет назад в больнице было сформировано новое отделение, в которое вошли все диагностические (инструментальные) службы – ультразвуковая, рентген­диагностика, компьютерная томография, эндоскопические исследования.

– И это было правильным решением, – считает Нина Борисовна. – Теперь все специалисты рядом, одно исследование дополняет другое. УЗИ можно назвать скрининговым методом, который направлен на выявление заболевания. Компьютерная томография – более детальная диагностика. Подчеркну, что все диагностические методы не являются основанием для постановки диагноза. Нужны и лабораторные исследования, и обследование докторами. И только все вместе взятое позволяет поставить больному окончательный диагноз.

Вразрез часто встречающемуся мнению доктор Спиридонова признается, что очень редко сталкивается на работе с негативом.

Я испытываю очень много положительных эмоций, которые мне дарят люди – и пациенты, и коллеги, – признается она. – Работа приносит мне огромное удовлетворение.

Наверняка, потому, что она приходит на работу с… верой, прося у Господа разума и терпения. И почитает святителя Луку Крымского, молясь ему ежедневно, чтобы он не оставил и помог в исполнении профессиональных обязанностей и взаимоотношениях с пациентами.    

И чудеса, хоть и маленькие, но случаются. Иногда так выходит, что удается поставить более точный диагноз, чем был ранее. Например, готовится больной к одной операции, а она ему совсем не нужна – требуется лечить другую патологию.

У меня даже и мысли нет утверждать, что я всегда и во всем права, – отмечает Нина Борисовна. – Но я так бываю рада, когда лечение человека, с моей и с Божией помощью, идет по правильному пути! Для меня это самое большое счастье.

Диалог с пациентом

Нина Спиридонова уверена: не стоит экономить время на общении с пациентом. Больной должен уходить с приема с пониманием.

– Во время исследования я стараюсь максимально доступно объяснить, что я делаю и что я вижу, – рассказывает Нина Борисовна. – Вот, например, знаете, зачем пользуются специальным гелем? Между датчиком аппарата и телом человека – воздух: через него ультразвук не проходит. Поэтому и нужен гель – среда, которая проводит сигналы ультразвука. Я не сразу приступаю к УЗИ. Сначала выслушиваю жалобы больного, знакомлюсь с лабораторными исследованиями и заключениями специалистов, провожу пальпацию брюшной полости (я специализируюсь именно в этой области). И только получив полную, так сказать, картину и поняв, в каком направлении двигаться, начинаю делать УЗИ. Считаю, что после процедуры имею право дать рекомендации по образу жизни, питанию, дальнейшему обследованию или лечению.

Во время процедуры их трое – доктор, пациент и его болезнь. А если болезнь запущена? Если картина вырисовывается совсем не радужная?

Спокойно говорю, что выявлены некоторые изменения, – объясняет врач. – Никогда не стоит паниковать раньше времени. Во­первых, результаты УЗИ – это не окончательный диагноз. Во-вторых, многие заболевания сейчас успешно лечатся.

Условия труда врача ультразвуковой диагностики считаются вредными. Ведь он постоянно контактирует с датчиками, через которые идет излучение. И если для пациента эта процедура безвредна, то определенное воздействие на организм медицинского работника есть.

Как же отдыхает от своего непростого труда доктор Спиридонова?

С внуком занимаюсь, – улыбается она. – Хожу в спортзал – на тренажеры нашего земляка Юлина. Читаю православную литературу. Вообще я – человек нетворческий: крючком не вяжу, крестиком не вышиваю. Мое самое главное увлечение – это общение с друзьями и близкими. Вот они как раз творческие – меня вдохновляют и питают. Мы любим вместе посещать театры, концерты, совершать паломнические поездки.

…К вере доктор Спиридонова пришла в зрелом возрасте. Помогли подруги. И она поняла: вера в Бога – это именно то, чего раньше не хватало ей в профессии. Православный врач – он немного другой.

– С возрастом становишься мудрее, – философски замечает Нина Борисовна. – На многое стараешься не обращать внимание. Когда заходит пациент, уже видишь, как с ним надо разговаривать, о чем. Всё, считаю, зависит от врача. Да, есть разные пациенты – с разным состоянием, с разным характером. Но всегда и при любых обстоятельствах нужно соблюдать медицинскую этику. К тебе приходит больной человек. И этим все сказано. Даже если встречается невежливый пациент, не стоит сердиться. Мол, я, специалист с высшим медицинским образованием – да как он смеет так со мной разговаривать, ведь он полностью от меня зависит. Это гордыня. На свою профессию надо смотреть с другой стороны – ты помогаешь человеку и стоишь на охране его здоровья. С верой…

Екатерина КОЗЛОВА. Фото из архива Нины Спиридоновой

Оставить комментарий