В Дзержинском театре кукол прошла премьера спектакля для взрослой аудитории


17.12.22 03:31

Большая премьера «Маленьких трагедий»

Газета Территория культуры

Извечная проблема выбора между добром и злом, игра со смертью, человеческие страсти и пороки… Дзержинский театр кукол представил потрясающую премьеру – спектакль для взрослых «Маленькие трагедии» по произведениям Александра Пушкина.

В этом спектакле восхитительно всё – и работа режиссера, и игра актеров (задействована практически вся труппа театра), и музыкальное и художественное оформление. Мистическое удивительным образом сочетается с комическим. Это гармоничная и мощная постановка, которая смотрится буквально на одном дыхании. И хоть сюжет пушкинских «Маленьких трагедий» всем нам известен со школьной скамьи, но действо, происходящее на сцене, не отпускает ни на минуту: а что еще придумал режиссер?..

А придумал Сергей Зицер – главный режиссер Дзержинского театра кукол – немало. «Маленькие трагедии» в его постановке начались со связанных одним… гаджетом людей. И сразу – первый выбор: гаджет или книга. Ведь «мне скучно, бес». Вкрапление «Сцены из Фауста» Александра Пушкина – это еще одна придумка режиссера. Как и смертная телега, из которой появлялись и в которую «уходили» куклы: из праха в прах. Как и играющий на скрипке бело­черный ангел (символ борьбы добра со злом), появляющийся на сцене каждый раз, когда кто­то из действующих героев умирал. Как и… Впрочем, остальное оставим в секрете.

Александр Сергеевич был хулиганом, ломающим творческие каноны, вот и мы решили немного похулиганить, – улыбается Сергей Зицер, объясняя, почему его «Маленькие трагедии», несмотря на серьезность поднимаемых в них тем, не получились излишне вычурными и мрачными.

Хотя эпиграф к своему спектаклю он придумал отнюдь не шутливый:

«Вопросы мироздания от века

Людей досужий ум не разгадает:

Где смерть играет с человеком,

Где человек со смертию играет…»

Мы очень аккуратно обращались с этой темой, – говорит Сергей Романович. – Не пытались слишком глубоко заглянуть в эту яму: дама с косой не должна быть на нас в обиде. На черном фоне спектакля яркой краской – человеческие страсти и эмоции. У нас получился хоть и черный, но карнавал.

В режиссерской карьере Зицера – это первая постановка для взрослых. Эксперты­педагоги, с которыми он советовался, в один голос утверждали: чтобы сделать такую работу, нужно, как минимум, полгода. Коллектив Дзержинского театра кукол смог поставить спектакль за… полтора месяца. И удалось всё: и завораживающий антураж, и великолепные куклы, и неподражаемая игра актеров.

Талант актеров раскрывается с новой стороны в игре живым планом. А куклы? А куклы не менее удивительны: они словно сливаются с артистами в единое целое и помогают оживить образ. Один скупой рыцарь чего стоит. В хранилище, над своими сундуками, он огромный, занимает почти всю сцену, а перед герцогом подобострастно превращается в маленького человечка…

Приятно, что Дзержинский театр кукол каждый год пробует себя в новой ипостаси, – сказала, поздравляя коллектив театра с премьерой, заместитель главы города по социальной политике Ольга
Палеева. – И замечательно, что у него всё и всегда получается!

Выбор между светом и тьмой – этой темой объединил Сергей Зицер все пушкинские трагедии. И их герои уже давно сделали свой выбор. Поэтому главный посыл – зрителям: а что выбирают они?

Почему «Маленькие трагедии» Пушкина? – спрашивает главный режиссер.
И сам отвечает:

Потому что в них поднимаются извечные темы, которые всегда будут актуальны. Скупость, зависть, прелюбодейство… А «Пир во время чумы» – чем не недавняя пандемия? Ну и, конечно, хотелось прикоснуться к великой поэзии. Мне кажется, сам Александр Сергеевич улыбался и помогал нам…

Екатерина КОЗЛОВА. Фото Юлии Волковой

Оставить комментарий