Дзержинский краеведческий музей рождался из поселковых выставок


22.01.23 07:23

Новое слово о музее

Газета Страницы истории Территория культуры

Многие дзержинцы считают, что о нашем городском краеведческом музее они знают всё: открылся в ноябре 1932 года, из деревянного здания на Вокзальной улице в 1955-м переехал в новый дом на проспект Дзержинского. Из экспонатов назовут лося, предметы военной поры, бытовые экспозиции и художественные выставки. Всё так. Но если о музее говорить шире, то окажется, что далеко не все имеют о нем полное представление.

Из Горбатова в Дзержинск

Как сам Дзержинск был образован на месте поселка Растяпино, так и городской музей рождался из поселковых выставок. Формально он существовал с первых лет советской власти. Об этом говорят архивные документы. На бумаге Растяпинскому районному совдепу на музей выделялись сверху неплохие деньги, но, как часто бывает, они шли не по прямому назначению. Например, на содержание народного театра, организацию различных вечеров и праздников.

Вопрос о создании полноценного районного музея поднимался не раз. Но он появился только в 1925 году и располагался не в центре Растяпина, а в городе Горбатове, входившем в то время в состав Растяпинского района. Возглавил его Андрей Александрович Сафонов. Работал он один, и музейных экспонатов набралось немного. По его словам, в то время на музей никто не обращал внимания, он перенес много мытарств и не имел своего помещения. А вскоре его и вовсе расформировали.

К счастью, в «Основном задании для составления проекта планировки города», подготовленном в 1929 году, наряду со строительством многих других зданий значились музей и выставочный зал. В октябре 1931-го в Дзержинске открылась выставка достижений местной промышленности, которую стали считать «началом краеведческого музея». 17 декабря на организационном собрании, проходившем в химическом техникуме, представители городской общественности предложили назначить его директором завуча Гнилицкой школы – опытного педагога Николая Ивановича Раевского. Тогда же было избрано районное оргбюро краеведческого общества. Но на ровном месте создать музей оказалось непросто. Помог случай.

В начале 1932 года в Гopбатoв приехал работник РОНО Иван Дмитриевич Дербенев. Он узнал, что один из жителей этого городка собрал множество исторических предметов края. Им оказался… Сафонов. В его коллекции были кости мамонта, чучела зверей, птиц, ткацкий станок, множество предметов быта, крестьянской утвари, образцы старинных ремесел. Дербенев и предложил на их базе организовать в молодом Дзержинске музей.

Приказом от 29 августа 1932 года в должности директора утвердили Раевского. Тогда же под музей выделили две комнаты на первом этаже двухэтажного деревянного дома бывшего «Партпроса» на Просвещенской улице, который до этого занимала начальная школа им. Кирова. Туда и были перевезены из Горбатова собранные Сафоновым экспонаты.

Ударный месячник

Перед Николаем Ивановичем Раевским стояла другая нелегкая задача – вести политико-просветительскую работу. Музей должен был стать не хранителем старины и редкостей, а источником знаний законов природы и человеческого общества, активным участником социалистического строительства и орудием борьбы за новое общество, нового человека, новый быт. Добиться успеха можно было только с помощью созданного ранее районного краеведческого общества.

Любое начинание в 30-е годы носило политизированный характер. Сам Раевский подчеркивал, что музей должен «показать пролетариату и трудящимся, как от дореволюционной эпохи через военный коммунизм, годы гражданской войны, НЭП мы пришли … к реконструктивному периоду, к социалистическим формам в промышленности, сельском хозяйстве и торговле, показать, как создается новая культура».

Но быстро наполнить музей необходимыми экспонатами даже с помощью краеведческого общества было невозможно. Поэтому с 15 сентября в городе был объявлен «месячник ударной работы» по изучению района и сбору всевозможных материалов. Городская газета напечатала обращение к дзержинцам с просьбой о передаче в будущий музей различных исторических документов, фотографий, гербариев, коллекций представителей фауны, сырья и образцов готовой продукции.

И население города откликнулось на эту просьбу. Ценным даром музею стала, например, коллекция учителя биологии Решетихинской школы Ивана Ивановича Дмитриева. Он не только передал в дар музею чучела представителей фауны и образцы флоры нашего края, но и помогал Раевскому в создании музейного уголка природы. Открытие музея для посетителей было намечено на 15 октября, но по объективным причинам эту дату пришлось перенести на полтора месяца.

И вот 2 декабря 1932 года Николай Иванович Раевский опубликовал в газете «Дзержинец» объявление, в котором сообщалось, что с 30 ноября краеведческий музей открыт по четным числам и в выходные дни с 11 до 17 часов по адресу: улица Просвещенская, дом 37. В культурной жизни города это было важным событием.

Раевский честно и добросовестно выполнил несвойственную ему работу. В феврале 1933 года он был отозван РОНО с поста директора и вернулся на любимую им ниву народного просвещения.

Спустя два года, когда закончилось строительство химического техникума и высвободилось одноэтажное деревянное строение на Вокзальной улице, у музея появился новый адрес. Жизнь закипела.
В музей приходили дети и взрослые. Их интересовала история края, ведь многие жители приехали в Дзержинск из других районов и ничего не знали о нашей местности. Для них проводились различные лекции и занятия. А его директор Андрей Сафонов, сменивший Раевского, вел еще и изыскательскую
работу.

Есть чему поучиться

Но намного активнее работа пошла, когда дело Андрея Александровича продолжил его сын – Борис Андреевич Сафонов, новый директор музея. Результаты его изучения историко-геологического периода нашей местности были высоко оценены Академией наук СССР. К этой исследовательской деятельности краевед привлекал учителей истории и старшеклассников. Регулярно выступал с докладами об истории нашего края в рабочих клубах и учебных заведениях, и, конечно же, оформлял различные тематические выставки в музее, одна из которых демонстрировалась в областном центре.

Всего за годы войны были организованы 72 выставки. Как подчеркивали проверяющие из Горького, у дзержинского музея «есть чему поучиться большим музеям». Его работа высоко оценивалась и в дальнейшем.

Несмотря на то, что в нем трудилось лишь два человека – директор и уборщица, музей был отнесен ко второму разряду, как ведущий большую научно-исследовательскую работу.

Ежегодно в нем бывало по 30-40 тысяч посетителей, а еще проводилось более ста различных экскурсий, множество лекций и выставок. Росло и число хранящихся в музее экспонатов. К 1950 году их насчитывалось уже около 20 тысяч.

В 1955-м жители Дзержинска получили замечательный подарок. Музей переехал в центр города, в недавно построенный жилой дом на проспекте Дзержинского.

Началась большая работа по насыщению девяти экспозиционных залов. Новому директору музея – Анне Павловне Кораблевой и двум ее сотрудникам активно помогала в этом важном деле общественность города. Различные выставки, обновление экспозиций стали обычным явлением.

В 1965 году в музее открылся отдел истории Дзержинска советского периода. Очень красочный и богатый по содержанию, он привлекал тысячи посетителей. Неспроста два года спустя музею было присвоено звание «Лучший музей России», а выставка «Дзержинск – город социалистический» удостоилась чести два месяца украшать зал исторического музея на Красной площади в Москве.

Добиться этого удалось при поддержке городским советом краеведческого музея. Ежегодно здесь проводилось более тысячи массовых мероприятий и около 900 различных экскурсий. К середине 70-х фонды музея насчитывали уже около 40 тысяч экспонатов. Несомненно, большая заслуга в этом Валентины Николаевны Скориковой, которая возглавляла музей с 1975 по 1988 год.

Даже в трудные 90-е музей оставался важнейшим центром культуры в нашем городе. С 1989 по 2010 год его коллектив возглавляла Татьяна Николаевна Ежова. Переняв всё лучшее от своих предшественников, она продолжала развивать творческие связи с предприятиями, учебными заведениями и культурными учреждениями.

Традиционными в музее стали выставки дзержинских и иногородних художников. Они и сегодня привлекают внимание многих жителей города, как и другие события, например, «Ночь в музее».

Никогда не пустуют отреставрированные недавно залы. Посетителей радуют обновленные экспозиции, наполненные новыми экспонатами.

Конечно же, в этом заслуга нынешнего директора Светланы Викторовны Гусевой и всего возглавляемого ей коллектива. Творческий подход к делу отличает каждого сотрудника музея. Все они прилагают максимум усилий, чтобы их начинания были интересными для горожан.

Развитие музея продолжается. И сегодня вновь приходится констатировать, что в этом важнейшем центре культуры Дзержинска давно стало тесно от обилия экспонатов, экспозиций и посетителей.

К тому же, находясь в здании жилого дома, он не застрахован от проливов. По мнению городской общественности, вновь встает вопрос о предоставлении краеведческому музею отдельного здания.

Напомним, что совсем недавно, в ноябре прошлого года, культурный и исторический очаг Дзержинска отметил свое 90-летие.

Вячеслав САФРОНОВ

Оставить комментарий