Татьяна Костылева — один из лучших операторов дзержинской швейной фабрики


06.02.23 12:19

Жизнь в километрах рулонной ткани

Газета Доска почета

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» – гласит народная мудрость. И героиня нашей традиционной рубрики «Доска почета» следует ей каждый день. Татьяна Костылева – оператор раскройного оборудования АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь».

Это раньше, до появления раскройных машин, я каждый рабочий день начинала с этой пословицы, произносила ее как мантру, – улыбается она. – Ведь в швейном деле требуется точность при раскройке изделий: лучше потратить лишнее время на измерение деталей, чем испортить вещь.

Сколько километров рулонов ткани разложила на раскройном столе и сколько при этом изделий выкроила за 35 лет работы на швейной фабрике, Татьяна Анатольевна, конечно, не считала. Но брака за ней никогда не водилось.

Путь в профессию

Таня выросла в большой семье: кроме нее у родителей было еще семеро детей. После окончания средней школы вопрос о выборе профессии не стоял. Девушка знала, что будет учиться на швею: хотелось освоить навыки этого ремесла и в будущем шить себе уникальные наряды.

Когда мне было десять лет, из жизни ушел отец – кормилец семьи. Маме было очень тяжело растить всех нас. Я была одной из старших, поэтому, окончив восьмилетку, поступила в швейное училище Дзержинска. Это учебное заведение, одно из немногих в городе, платило своим студентам стипендию, что и стало определяющим фактором при выборе места учебы, – поясняет Татьяна Анатольевна.

Конечно, как и все девочки, Танюша в детстве шила мягкие игрушки и вышивала салфетки и скатерки – всему этому учили на уроках ручного труда и в различных кружках при клубах и домах творчества.

В семидесятые годы прошлого века о собственных швейных машинках могли только мечтать, их имели единицы. Это сейчас какие только приспособления для шитья не встретишь в магазинах – и машинки с программным управлением, и оверлоки, и вышивальные машины! А тогда, чтобы получить эксклюзивную вещь, нужно было или иметь личную портниху, или обращаться в ателье. За свои услуги портные брали немалые деньги, поэтому не все могли позволить себе такое удовольствие – пошить новое платье или костюм, – вспоминает она.

Комсорг Татьяна

Именно студенческие годы превратили скромную школьницу Танюшу в лидера комсомольской группы. В училище она вела организаторскую работу, защищала интересы своих подруг. Под ее руководством группа девушек стала лучшей в образовательном учреждении, а комсорга Татьяну, как активистку, наградили путевкой в Польшу.

Эта поездка запомнилась ей на всю жизнь:

– В социалистическую страну мы поехали на комсомольском поезде «Дружба». Ребят собрали со всей страны. Мы посетили три города – Вроцлав, Познань и Варшаву. Конечно, для меня, выросшей в семье, где каждая копейка была на счету, эта поездка показалась путешествием в иной мир, – признается наша героиня. – Я была настолько домашней, да и советский образ жизни накладывал отпечаток, что во время экскурсий мы дружно ходили за гидом. А так хотелось рассмотреть витрины, привлекающие широким ассортиментом продукции по сравнению с пустыми полками дзержинских магазинов. Там мы увидели кроссовки, произведенные в Ленинграде, тогда в Советском Союзе это был особый шик. Но у нас было ограниченное количество валюты, поэтому кроссовки остались в варшавском магазине.

Таня, в отличие от ее подружек, купивших дефицитную польскую косметику, чулки и джинсы, привезла из поездки… книги: собрание сочинений Льва Толстого и двухтомник Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». В советских магазинах в дефиците были не только ленинградские кроссовки, но и художественная литература.

Кроить – не шить

На Дзержинскую швейную фабрику Татьяна пришла сразу же после окончания училища – в июле 1988 года. В ее дипломе указана специальность – «Портной легкой верхней одежды». Такой специалист должен уметь отмечать на ткани детали кроя, а потом соединять их в готовое изделие. 

Вчерашнюю студентку поставили на выполнение первой операции. В ее обязанности входил настил нескольких слоев ткани для дальнейшего раскроя деталей. Работа была тяжелая: тюки с отрезами весили не один десяток килограммов, а за день приходилось поднимать несколько рулонов, раскатывать их до определенной длины, отрезать, разглаживать, укладывать новый слой – и так раз за разом.

В те годы на фабрике кроили «по старинке» – вручную. Для этого использовали трафареты, по лекалам намечали крой и резали ткань большими электрическими ножами. Главное в этой работе было соблюдение техники безопасности. Это сейчас весь процесс автоматизирован. Одно из наших приобретений – компьютерная раскройная машина Gerber. Любое раскройное оборудование в большинстве своем сказывается на качестве швейных изделий. Ни один человек, каким бы опытным профессионалом он ни был, не заменит точные машины, где каждая операция просчитана и выверена до мелочей, – продолжает свой рассказ Татьяна Анатольевна.

Она была одной из первых на фабрике, кто стал осваивать новое оборудование.

А через некоторое время у нее появилась ученица, которую Татьяна Анатольевна обучила работе на «умной» раскройной машине.

По электронным лекалам

Сложности встречаются и сегодня, как и в любой другой работе. В последние годы Дзержинская швейная фабрика тесно сотрудничает с Министерством обороны. Некоторые изделия требуют большого количества деталей, иногда их число доходит до ста штук. Особое внимание нужно уделять мелким частям конструкции изделия. И основная задача оператора раскройного цеха – отдать крой в полном комплекте в швейное производство.

Кстати, на дзержинском пошивочном предприятии, в отличие, например, от мебельной фабрики, где раскрой деталей осуществляется по типу многослойного пирога, когда настилаются сразу все материалы от обивки до подкладки, другая технология. Детали одежды выкраиваются по отдельности: разный материал – отдельный крой.

Сейчас модельеры хотят добавить красоты и в форменную одежду различных силовых структур. Вот и придумывают несколько вариантов кокетки, различные вставочки, мелкие разрезные детали. Да, раньше было просто: спинка, полочка, карман.  Сейчас лекала разрабатывают в электронном виде наши конструкторы или присылают заказчики, и мы выкраиваем по электронным компьютерным раскладкам. Остается только настелить ткань и запустить процесс, – уточняет Татьяна Анатольевна.

Заслуженная награда

За 35 лет работы у Татьяны Костылевой накопилось немало грамот и поощрений. В 2022 году руководство швейной фабрики «Русь» приняло решение выдвинуть кандидатуру ценного сотрудника на городскую Доску почета. Новая награда стала неожиданностью для нашей героини, но родные и близкие Татьяны Анатольевны, без сомнения, гордятся ею.

И муж, и дети, и братья-сестры – все присылали поздравления. Некоторые из знакомых, хотя прошло уже полгода, только недавно впервые увидели мое фото, размещенное на городской Доске почета на центральной площади. И поздравления продолжают идти, – говорит наша собеседница.

Татьяна Анатольевна – один из передовиков нашего производства, – отзывается о ней Елена Березина, директор АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь», – и достойна этой награды. У нее не бывает свободного времени, потому что Татьяна не сидит без дела, всегда чем-то занята. Заходишь в цех, а она то стоит за раскройным столом, то складывает комплектующие детали по образцам, то настилает ткань, то делится советом с коллегами. В коллективе ее уважают, она никогда не откажет в помощи и может обратиться к руководству с предложениями по улучшению условий труда для всех работающих.

Вот такой неравнодушный и отзывчивый человек. 

Ольга СЕРЁГИНА

Оставить комментарий