С появлением социальных сетей поддерживать связь с людьми на расстоянии стало проще и быстрее. Поэтому появился стереотип, что бумажные письма сейчас никто не отправляет. Мы связались с Вячеславом Орловым, ведущим специалистом группы по маркетингу и корпоративным коммуникациям УФПС Нижегородской области макрорегиона «Волга», чтобы узнать, как сейчас работает почтовое сообщение.
– Конечно, оно востребовано, – начинает разговор Вячеслав. – Только в Нижегородской области почта обрабатывает десятки миллионов отправлений. Так, в 2022 году сотрудники Нижегородского магистрального сортировочного центра обработали более 42 миллионов писем и посылок.
– А чего больше отправляют – писем или посылок?
– Чаще всего письма и бандероли – в 2022 году таких отправлений было около 37 миллионов. Количество посылок составило почти 3 миллиона. Это как раз связано с расширением покупок в электронных магазинах.
– Получается, приложение Почты России помогает улучшить сервис доставки?
– Цифровые услуги, безусловно, делают нашу жизнь комфортнее, упрощая, в том числе, и процесс отправки посылок. Благодаря сайту и мобильному приложению «Почты России» клиенты могут заранее оформить и оплатить свои посылки из дома, чтобы в отделении сразу сдать их операторам без очереди.
Также с помощью приложения или сайта можно отследить статус своего отправления, заказать доставку почтальоном или курьером в нужное место, оформить подписку на периодику и многое другое. В нашем регионе сервисами мобильного приложения «Почты России» активно пользуются более 500 000 человек.
– Какими способами сейчас транспортируют почту?
– Способы отправки почты зависят от ее вида. Например, посылки первого класса или экспресс-отправления (EMS) чаще всего отправляют самым быстрым видом транспорта – воздушным. Доставку по воздуху почта часто применяет, например, в районах Крайнего Севера, где может быть затруднено движение автомобилей, а по железнодорожным путям – для отправки на более длинные расстояния, например, до Сибири и Дальнего Востока. В свою очередь, автомобильный транспорт удобен, чтобы доставить письма и посылки в отделения соседних городов и регионов, в том числе в Дзержинск и Нижний Новгород.
– Сколько отделений почты в Дзержинске и пригородных поселках? Собираются ли открываться ещё?
– В Дзержинске сейчас работает 21 почтовое отделение, в пригороде – 7. Информации по открытию новых отделений почты пока нет.
– Почему на почте есть стеллажи с продуктами? Во всех ли отделениях они присутствуют?
– Розничная торговля – это вид деятельности Почты России, закрепленный в уставе организации. Вместе с тем, продукты на прилавках в почтовом отделении – это запрос клиентов, в том числе пенсионеров и маломобильных граждан. Ведь порой почта находится ближе к дому, чем магазин. Нам важно, чтобы в отделениях можно было за один визит закрыть максимальное количество бытовых вопросов: купить продукты, оплатить ЖКХ, сделать или получить денежный перевод и так далее. Сейчас продукты и непродовольственные товары есть в большинстве отделений почты в Нижегородской области и Дзержинске.
– Как много почтальонов может работать в одном отделении? Какие еще должности есть на почте?
– Количество почтальонов зависит от размера и количества участков, которые обслуживает отделение. В небольших отделениях сельской почты, как правило, работают один или два почтальона. А вот, к примеру, в центральном почтовом отделении Нижнего Новгорода работают около 50 почтальонов, которые оказывают услуги на дому. В самих отделениях клиентов обслуживают операторы, начальники отделений и их заместители. Каждый из них выполняет свою работу так, чтобы ускорить процесс доставки и отправления.
– Есть ли различия между городскими и сельскими отделениями почты?
– Во многих селах почтовые отделения выполняют роль многофункциональных центров. Для местных жителей они служат источником не только традиционных почтовых услуг, но и страховых, финансовых сервисов. Благодаря программе модернизации в сельских почтовых отделениях появляются и другие востребованные услуги. Так, в 2022 году в селах Нижегородской области после ремонта открылось
18 отделений. В них есть уголки здоровья, где посетители могут самостоятельно измерить давление, уровень кислорода в крови, температуру тела. Здесь также можно подтвердить или восстановить учетную запись на портале Госуслуг.
– Отделения распределяют между почтальонами определенные районы? На чем передвигаются почтальоны при доставке писем и посылок?
– За каждым почтальоном закреплен свой доставочный участок – несколько прилегающих друг к другу улиц. Доставка проводится по определенному расписанию так, чтобы письма доходили до своего получателя точно в срок.
Почтальон разносит письма, газеты и другую корреспонденцию пешком. В сельской местности почтальоны могут использовать для доставки велосипеды, поскольку расстояние приходится преодолевать не вверх по ступенькам многоэтажек, а между частными домами.
– Что еще, кроме газет и писем, разносят почтальоны? Какие услуги они оказывают?
– Кроме газет и писем, почтальоны доставляют квитанции на оплату коммунальных услуг, телеграммы, денежные переводы. С помощью мобильного почтово-кассового терминала они могут принимать разные виды платежей – от коммунальных до оплаты страховки, подписки на периодику и штрафов ГИБДД.
– Хороший почтальон – какой он?
– Ответственный, коммуникабельный, хорошо ориентируется на местности. Но помимо этого он также понимает, что в письмах может быть очень важная информация, которая обязательно должна дойти до адресата.
Профессия почтальона до сих пор остается востребованной и важной. Даже с развитием цифровых технологий бумажные письма продолжают доставляться людьми, которые используют технику как вспомогательный инструмент. Почтовый способ доставки сообщений, хоть и может быть несколько дольше, всё равно считается более безопасным в вопросе утечки личной информации, что не гарантирует тот же интернет.
Беседовала Галина МЕЛЬНИКОВА. Фото предоставлено УФПС Нижегородской области