«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в
школе, учат в школе», — поется в известной песне на стихи Михаила Пляцковского. А
в Центре свободного доступа Дзержинского политехнического института учат совсем
другому: заниматься химической переработкой отходов из полиэтилентерефталата,
ловить импульсы и преобразовывать звуковые сигналы и много чему еще!
Корреспондент «Дзержинских ведомостей» встретился с заместителем директора
ДПИ по внешним связям Владимиром Зубовым, который рассказал о школах
«Поли-Тех».
Ориентированы на старшеклассников
Если говорить об истории создания Центра свободного доступа (ЦСД) «Поли-Тех»,
то следует начать с Химической школы. Именно она стала первой в структуре центра.
Школа известна не одному поколению дзержинцев еще с советских времен, ей более 30
лет. В начале 2000-х школа приостановила свою деятельность, и только в 2017 году по
инициативе доктора химических наук, профессора Олега Анатольевича Казанцева
возобновила свою работу.
Затем были созданы Техническая школа и Школа программирования. Таким
образом, современный Центр свободного доступа политеха – это три образовательнонаучные школы, а также Центр экспозиций и презентаций, где проводятся
художественные выставки, выставки фоторабот и работ по стеклу, есть экспозиции
старинных весов и приборов. В Центре экспозиций и презентаций можно ознакомиться с
презентациями и моделями, созданными школьниками, информационными баннерами об
образовательной и научно-исследовательской деятельности политеха. Там же проходят
брейн-ринги между проектными командами школ ЦСД.
– По сути, Центр свободного доступа – это единая общегородская площадка для
научного творчества и исследований, развития идей и проектов, технических развлечений
и обучения, – объясняет Владимир Зубов.– За пять последних лет в школах центра
прошли обучение более 900 школьников города.
Школы «Поли-Тех» ориентированы по большей части на учащихся девятых —
одиннадцатых классов. Но это не значит, что другим возрастам проход закрыт: в школах
занимаются и восьмиклассники, а экскурсии по кафедрам института, Центру экспозиций и
презентаций проводятся и для учеников седьмых классов.
Запись в школы ЦСД ведется в октябре. Далее (с октября по декабрь) ребята
занимаются по специальным образовательным модулям: «Инженер-конструктор»,
«Автоматизация и информационные системы», «WEB-программирование»,
«Алгоритмизация», «Объектно-ориентированное программирование» и другие. Занятия
имеют форму как лекций, так и практических семинаров.
Пройдя трехмесячную теоретическую и практическую подготовку, своеобразный
курс «молодого бойца», школьники, начиная с января, приступают к работе в проектных
командах под руководством молодых ученых – аспирантов и кандидатов наук
Дзержинского политехнического института. Учащиеся, определившись с тематикой
научно-технических исследований, выполняют работы в современных научных
лабораториях, можно сказать, бок о бок с учеными института.
Не только интересно, но и увлекательно
В этом году участники проектных команд из Химической школы под руководством
своих кураторов исследовали свойства синтетических моющих средств, состав и качество
антисептических средств, занимались химической переработкой отходов из
полиэтилентерефталата, озонированием сточных вод, другими работами.
- На занятиях мне было интересно наблюдать за проходящими реакциями между
органическими веществами, исследовать химическую структуру полученных веществ на
современном оборудовании – инфракрасном спектрометре, –рассказывает о своей работе
в проектной команде Анастасия Найденкова, девятиклассница из средней школы №23 с
углубленным изучением отдельных предметов.
Кстати, бывает и так, что школьники сами предлагают тематику для своих
исследований. В прошлом году, к примеру, одна из участниц Химической школы
предложила тему, в основе которой было получение биоразлагаемого полимера из кожуры
банана, и успешно справилась с заданием.
В Школе программирования участники команд в рамках проектных работ создают
сайты, «оживляют» web-страницы, разрабатывают игровые «движки», занимаются webконструированием, программной реализацией алгоритма поиска главного центра графа,
чат-ботов, алгоритмов шифрования данных и многими другими интересными вещами.
– На занятиях я многому научилась и ознакомилась со многими возможностями
разных программ и интернета, которыми пользуются разработчики различных
приложений и сайтов, – объясняет учащаяся 9-го класса школы №27, участница
проектной команды Арина Торопова, которая занималась созданием познавательного
сайта о Дзержинске. – Думаю, web-программирование –это действительно очень
увлекательная и занимательная вещь.
Учащийся 9-го класса школы №34 Руслан Морозов был членом команды
«ИнтерДа» и, как он считает, «научился писать код HTML и создавать различные сайты».
Заниматься ребятам в Школе программирования, по их словам, было не только интересно,
но и увлекательно.
В Технической школе «молодые бойцы» проводят разнообразные компьютерные
расчеты, учатся компьютерному черчению, знакомятся с возможностями применения
трехмерных программных пакетов, получают навыки владения инструментами
трехмерной графики. Этой зимой проектные работы школьников были связаны с
моделированием процесса теплоотдачи в пластинчатых модулях, разработкой
малогабаритного снегоуборщика, моделированием ковша для него и другими
увлекательными задачами. Например, десятиклассница Татьяна Кузнецова из лицея №21
вошла в проектную команду, где выполняла работу на тему «Проектирование
корпоративной сети предприятия». По итогам работы она научилась проектировать на
современной технической базе локальные вычислительные сети, выполнять настройку
технических средств.
– В ходе проекта мне больше всего понравилось узнавать что-то новое и
заниматься саморазвитием, работать в команде, –делится впечатлениями Татьяна. –
Хотелось бы продолжать развиваться в данной теме, не останавливаться на достигнутом.
Думаю, в будущем мне это пригодится.
Грант на развитие Технической школы
Как рассказал десятиклассник Алексей Захаров из школы №39, посещая
Техническую школу по направлению «Инженер-конструктор» и участвуя в проектной
команде, он научился «ловить импульсы и преобразовывать звуковые сигналы». Таким
образом, с помощью микропроцессорной платы «Ардуино» команда Алексея Захарова
участвовала в создании музыкальной ударной установки. - Было классно! К тому же я научился работать паяльником, много занимался
сборкой конструкций и электрических цепей, – добавляет, возможно, будущий инженер.
– Должен сказать, что в этом учебном году в Технической школе мы пошли на
определенный эксперимент и попросили народного учителя России Льва Пигалицына
специально для Технической школы подготовить авторский курс, который так и назвали
«Физика с Пигалицыным», – поясняет заместитель директора ДПИ по внешним связям
Владимир Зубов. – Рассчитан курс на десятиклассников, интересующихся физикой и
научно-техническим творчеством. Начиная с ноября, Лев Васильевич вместе со своим
учеником, кандидатом физико-математических наук, сотрудником Федерального
исследовательского центра Института прикладной физики РАН Евгением Алексеевичем
Широковым дистанционно ведут занятия с ребятами – читают лекции по различным
разделам физики, решают нестандартные задачи олимпиадного типа.
Большим подспорьем в развитии школ Центра свободного доступа «Поли-Тех»
являются гранты компании СИБУР, которые институт выигрывает четвертый год подряд в
рамках конкурса социальной программы «Формула хороших дел». Очередной грант,
полученный дзержинским институтом, пойдет на развитие Технической школы. На эти
средства специализированным оборудованием будут оснащены лекционный зал и
физическая лаборатория, где планируется проводить занятия школьников по механике,
оптике, молекулярной физике и другим тематикам.
– Мы подготовили помещения и выполнили в них необходимые ремонтные работы,
– рассказывает Владимир Петрович.– Уже в мае планируем провести первые занятия со
школьниками в новом лабораторном комплексе.
Конечно, пандемия внесла коррективы в работу Центра свободного доступа – часть
занятий пришлось перевести в дистанционный формат, часть проводилась очно. Тем не
менее планы не изменились, и по итогам деятельности школьных проектных команд 15-17
апреля в рамках Региональной молодежной научно-технической конференции «Научные
перспективы-2021» состоится традиционная защита лучших школьных проектов, жюри
отметит работы, которые в виде тезисов докладов будут включены в сборник
конференции.
Ольга КУЗЬМИНА