Именно такой девиз выбран организаторами для ежегодной акции
«Тотальный диктант», которая объединяет всех любителей русского языка. Участие
в нем стало действительно модным в последнее время, однако написание такого
диктанта даже на положительную оценку вовсе не гарантирует грамотность. И уж
тем более не дает оснований считать, что, написав диктант, человек автоматически
становится грамотным. Пугающая тотальная безграмотность современников
встречается повсюду: особенно часто в интернете, на рекламных вывесках и
ценниках в магазинах, иногда даже в титрах на Первом канале – то есть там, где так
или иначе на глаза попадается письменная речь. Почему так происходит, попробуем
разобраться.
Теперича — не то, что давеча
Многие люди среднего и преклонного возраста — выпускники еще советской
системы образования и родители нынешних школьников — склонны винить в бросающейся
в глаза безграмотности молодежи новые образовательные стандарты, в частности, ЕГЭ.
Мол, теперича — не то, что давеча, в наше время такого разгула ошибок в речи не было.
Распространенное среди советских людей чтение классической литературы или даже
многочисленных газет, где за правописание отвечали исключительной грамотности
корректоры — люди ныне почти вымирающей профессии, формировало ощущение, что
словесность во времена СССР была на высоте.
К системе подготовки к Единому госэкзамену, действительно, до сих пор много
вопросов, даже по прошествии почти двух десятков лет после его повсеместного
внедрения. Современная система образования, как верно заметила Долорес Амбридж
(сказочный персонаж, первый заместитель министра магии в романах о Гарри
Поттере), направлена не на практическое применение знаний в жизни, а на успешную
сдачу экзаменов. Удивительная прозорливость этой книжной героини английской
писательницы Дж.К. Роулинг между тем как нельзя лучше характеризует нынешнюю
систему образования в России. Погоня за высокими баллами и натаскивание выпускников
на результат при сдаче ЕГЭ, чем грешат современные учителя, действительно не
оставляет места, да и времени на вдумчивое, углубленное изучение темы предмета, на
получение заветных знаний, которые останутся с человеком на всю жизнь. Тем не менее
итоговое сочинение по русскому языку и литературе вернулось по прошествии времени в
программу аттестации выпускников, что уже не может не радовать.
Но тестовая система сдачи выпускных экзаменов в школе — это еще полбеды.
Современный ритм жизни и широкое распространение социальных сетей, ставших
неотъемлемой частью времяпрепровождения многих людей разного возраста, поставили
под угрозу чтение книг. Формат подачи информации в соцсетях – сжатый, емкий, с
упором на визуализацию информационного сообщения (картинки и видео) — постепенно
вытесняет вдумчивое чтение художественной литературы, которое еще лет 20-25 назад
было признаком хорошего тона любого считающего себя культурным и интеллигентным
человека.
А ведь именно регулярное чтение книг — основа грамотной речи. Это аксиома, с
которой трудно спорить. Хотя некоторые все же пытаются.
Врожденная грамотность
«Я не знаю правил, но пишу грамотно», — часто встречается такое мнение. Люди
объясняют это некоей врожденной грамотностью, языковым чутьем. На самом деле
феномен интуитивного владения языком существует, но формируется оно отнюдь не по
праву рождения у любого носителя родного языка, а развивается при помощи чтения
качественной литературы, прежде всего художественной.
И здесь два важных момента — именно художественной, а не постов в соцсетях или
новостей, и именно качественной, а не низкопробного бульварного чтива. А вот с этим у
многих проблемы. Соцсети буквально пожирают время, которого катастрофически не
хватает на чтение. Некоторые так себя оправдывают, когда встает вопрос: почему из
нашей жизни исчезает чтение книг? Хорошо, что некоторые, а не все.
Но вернемся к интуитивной грамотности. Обладающие ею при написании слова
часто опираются на аналогии или ассоциации, а все потому, что в мозгу при частом
чтении качественной литературы создаются нейронные связи, за счет которых
запоминание и воспроизведение ранее изученного написания слов и предложений
происходит даже спустя годы.
Аудиалы, визуалы и кинестетики
В психологии существует разделение всех людей по трем типам восприятия: на
аудиалов, то есть воспринимающих большую часть информации с помощью слуха,
визуалов — делающих то же самое при помощи зрения, и кинестетиков, то есть
опирающихся при восприятии и усвоении информации на другие чувства (осязание,
обоняние или двигательную активность).
Так вот для формирования грамотной письменной речи важно именно визуальное
восприятие. О чем, собственно, уже говорилось выше.
И здесь снова на пути к повышению уровня грамотности встают коварные соцсети.
Человек видит ошибочное написание тех или иных слов в постах других людей и
начинает воспринимать это как норму. Особенно если изначально были сомнения в
правильности написания — стадное чувство и частота мелькания ошибок напрочь отметают
их. Думающий, сомневающийся и стремящийся к самообразованию человек, конечно,
найдет при желании источник, где разыщет правильную информацию о правописании. Но
много ли таких на самом деле?
Так неужели социальные сети – это зло? Действительно ли они способствуют
падению уровня грамотности пользователей и носителей русского языка? И правда ли, что
современные люди становятся все менее грамотными?
С этими вопросами мы обратились к профессиональному филологу и куратору
акции «Тотальный диктант» в Дзержинске Елене Тумановой.
- Любой филолог-исследователь с научным подходом к языку и чутким
пониманием современных лингвистических и экстралингвистических (внеязыковых)
процессов скажет, что люди не стали менее грамотными, — комментирует Елена Туманова. - Об этом не раз говорили известные лингвисты: Максим Кронгауз, Владимир Плунгян,
Владимир Пахомов и многие другие. Однако увеличилось количество людей, которые
стали писать публично — в мессенджерах, социальных сетях, личных блогах. Чьи тексты
мы видели раньше, до интернета? Журналистов, ученых, писателей, филологов. А письма,
приходившие в редакции изданий, как правило, обрабатывались корректорами. Сейчас
можно быть человеком любой профессии или иметь неоконченное среднее образование и
при этом писать тексты публично. Отсюда и ощущение, что уровень грамотности падает.
Но это не так. Напротив, теперь гораздо больше возможностей для его повышения —
многочисленные онлайн-курсы, словари и справочники в открытом доступе, качественные
тексты хороших журналистов и хороших блогеров. Так что дело в увеличении количества
пишущих публично и увеличении количества текстов вообще, но не в падении уровня
грамотности.
По мнению куратора акции «Тотальный диктант» в Дзержинске, гораздо более
печальным явлением можно считать многочисленные «курсы по написанию текстов». - Их создатели часто не только пишут не очень грамотно, но и порой культивируют
«авторские правила», «авторские знаки» и даже «авторскую орфографию», — говорит
Елена Туманова. — Мне по этому случаю всегда вспоминаются слова Владимира
Маяковского: «Одна печатаемая ерунда создает еще у двух убеждение, что и они могут
написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у
четырех». Но и это, к счастью, не угрожает языку.
Нет предела совершенству - В том, что грамотность падает, у меня полной уверенности нет, — высказывает
свое мнение Татьяна Гартман, учитель русского языка из Нижнего Новгорода, автор блога
«Училка vs ТВ» и книги «Речь как меч». — Если судить по школе, то количество учеников,
хорошо знающих русский язык, осталось плюс-минус прежним, хотя современные дети
меньше читают, и это, безусловно, сказывается. Не могу утверждать, что грамотных
людей стало меньше, что соцсети в этом виноваты. Однако меня волнует один важный
момент — наплевательское отношение к этому вопросу. Часто приходится слышать: «Меня
же и так понимают!», или «Да кому эта грамотность нужна?», или «Мои ошибки, хочу — и
делаю!», или «Мне за грамотность не платят». И это самое обидное! Я ратую за то, чтобы
люди стали обращать на это внимание, чтобы поняли преимущества грамотной и красивой
речи…
Филологи не устают повторять, что язык – это живой организм: дескать, всякие
заимствования (англицизмы, любой модный новояз и прочие словесные излишества) со
временем будут отринуты, как чуждые. А вот что делать с безграмотностью в соцсетях?
На этот вопрос готового ответа у них нет. Люди, радеющие в интернете за чистоту
родного языка и правописание, получили даже прозвище «граммар-наци». Хотя лично я,
например, таким «клеймом» даже горжусь.
Так что можно сделать, чтобы повысить свой уровень грамотности? Главное — это
желание. Информации в открытых источниках — различных блогах, телеграм-каналах и
специализированных группах или сайтах любителей и радетелей русского языка –
предостаточно. Участвуйте в том же «Тотальном диктанте», а точнее — в курсах
подготовки к нему. Помните же наверняка, что «повторенье – мать ученья».
Ну и в заключение не могу не согласиться с одним из авторов «Тотального
диктанта» Дмитрием Быковым, сказавшим следующее: «Можно сымитировать ум,
коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только
грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак
смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов
природы».
Поэтому читайте книги, пишите чаще, помните правила и чтите родной язык –
один из самых сложных, но лучший язык в мире.
Ирина ТРАВКИНА
Фото из архива редакции