Газета Дополнительное образование Образование
04.10.21

Когда профессия захватывает

От момента рождения до первого школьного звонка малыши проходят различные стадии взросления, и на этом пути им помогают родители, бабушки и дедушки, воспитатели детского сада и герои любимых мультфильмов. Но для кого-то в силу определенных причин требуется дополнительное участие учителя-дефектолога. Сегодняшний рассказ о Юлии Скулкиной – преподавателе дзержинского детского сада № 17.

Универсальные «звоночки»

Многие полагают, что профессия дефектолога, как и логопеда, связана со звукопроизношением и отработкой грамотности речи, и правы лишь отчасти. Ведь работа дефектолога направлена на коррекцию различных недостатков интеллектуального и психического (не физического!) развития. А таких существует немалое количество: скудность словарного запаса, трудности формирования математических представлений, нарушение восприятия сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), низкая концентрация внимания, проблемы с аналитическим мышлением. Дети, у которых есть подобные нарушения в развитии, нуждаются в дополнительном обучении и закреплении навыков. В противном случае в школе могут возникнуть трудности в усвоении программы.

Из разговора с дефектологом выясняется, что родители должны обращать внимание на универсальные «звоночки» – предвестники будущих нарушений в развитии. Один из первых – позднее начало речи.

«В двухлетнем возрасте словарный запас ребенка обычно составляет 50–70 слов. Малыш должен произносить названия предметов ближайшего окружения и игрушек, а также имена, использовать наречия – «здесь», «сейчас», некоторые прилагательные – «большой», «маленький», реже – глаголы и местоимения. В речи должны присутствовать простые предложения типа «Мама, дай мяч!», «Хочу пить сок».

Должно насторожить, если ребенок к двум годам говорит только «мама», «папа», «дай». В таком случае следует обратиться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу», – объясняет Юлия Скулкина.

Специалист года

Маленькая Юля уже в детстве мечтала быть педагогом. Примером для нее была мама – Светлана Алексеевна Маликова, проработавшая всю жизнь логопедом.

«Мама работала в детской поликлинике, и я часто ходила с ней на работу. Атмосфера кабинета меня захватывала: здесь можно было оставаться взрослым, но при этом иметь кучу игрушек, придумывать для всех веселые занятия: как будто ты вырос, но при этом остался ребенком, – вспоминает Юлия Скулкина. – Даже когда все мои ровесники в срочном порядке мечтали повзрослеть, я хотела остаться в детстве подольше. Наверное, как-то интуитивно понимала, что жизнь взрослого человека не так радужна и «свободна», как может казаться.

Мама была для девушки главным вдохновителем. Да и родители мамы, бабушка и дедушка Юли, тоже работали с детьми с ОВЗ, поэтому вопрос выбора профессии перед вчерашней школьницей даже не стоял. «Как будто все передалось генетически», – улыбается она.

В то время в Нижегородском университете обучение по направлению «Логопедия» еще не было открыто, поэтому будущий «Специалист года-2021» решила освоить профессию учителя декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в Нижегородском государственном педагогическом университете (ныне – НГПУ им. Козьмы Минина). Благо, потом можно было получить переподготовку. Так и случилось: сначала выучилась на логопеда, а потом на дефектолога.

Став педагогом, Юлия не забросила свое второе увлечение – рисование. А еще Юлия Борисовна любит шить и вязать спицами, создавать пособия для работы и интерактивные презентации. Повезло еще, что оборудование детского сада № 17, где она работает, это позволяет.

Из разговора с воспитанниками понимаешь, что общей мечтой детей и учителя-дефектолога была интерактивная доска. Ребята очень любят на ней заниматься и каждый раз спрашивают: «А мы будем сегодня играть с досочкой?».

И именно хобби по созданию пособий для работы дефектолога помогли Юлии Скулкиной стать победителем конкурса профессионального мастерства «Искусство быть в профессии» в номинации «Специалист года». От педагога требовалось представить собственные инновационные разработки или технологии в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Наша собеседница представляла авторские интерактивные игры для смарт-доски и способ их использования на занятиях по развитию элементарных математических представлений. Такой вариант использования интерактивных технологий позволяет детям быть активными участниками процесса обучения: они сами берут стилус, помогают условной лисичке добраться до норки, выполняя задания в игровой форме.

Всё внимание – детям

Интересно, насколько по-разному можно оценивать достижения науки в виде гаджетов и сенсорных поверхностей с точки зрения воспитания детей. Для кого-то это подмога, для другого, наоборот, – вселенское зло…

Дефектолог детского сада № 17 объясняет свою позицию так: «Ребенку, в первую очередь, нужны родители и их внимание. То, что сейчас мы уделяем друг другу все меньше времени, напрямую отображается на психоэмоциональном и интеллектуальном развитии.

Почему, например, дети, смотрящие мультфильмы, не научатся говорить слова, а только интонационно передавать? Потому что слово – это не только последовательность звуков, но и определенное движение нашего артикуляционного аппарата, а плоское изображение экрана не дает полной картины. А когда папа – у телевизора, мама – в телефоне, ребенок – в планшете, то каждый словно в своем мыльном пузыре. Так что общение со своим ребенком каждый день – это работа и ответственность родителей, и особенно в первые годы жизни».

А вот золотое правило от Юлии Борисовны не как от дефектолога с восьмилетним стажем, а как родителя: пусть ваше «да» означает «да» и ваше «нет» – «нет». Условно: если кто-то сказал в семье маленькому ребенку про ножницы «нет», то ему никто не дает ножницы. Иначе, если родители в вопросах воспитания расходятся во мнениях, то ничего хорошего не будет. Помните, что единство требований упрощает жизнь и самим детям.

Не удивительно, что Юлию Скулкину представили на обновленной городской Доске почета. Вспоминая этот день, Юлия Борисовна рассказала, что ее мама плакала от радости, и муж был горд, ведь именно они поддерживали ее всегда и во всем.

«Если работа не любима, как на ней работать? – говорит наша собеседница. – Нужно, чтобы профессия захватывала!»

Справка родителям:

В Дзержинске работает центр психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи, который помогает родителям подобрать правильную дошкольную/школьную программу обучения для их деток. Что это значит: если вы хотите убедиться, что ваш ребенок развивается прекрасно, а все его знания, умения и навыки сформированы по возрасту, вы можете бесплатно обратиться за консультацией в указанный центр. Если окажется, что ребенку в чем­то необходима помощь, то специалисты помогут и подскажут, что делать

дальше. Центр находится по адресу: пр. Циолковского, д. 17А (доп. информацию вы можете найти на сайте – ппмс.рф).

Ольга КУЗЬМИНА

Фото из архива Юлии Скулкиной

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий